Тема устойчивого финансирования уже давно стоит на главной повестке дня в политических кругах Европейского союза.
Сейчас уже можно с уверенностью говорить, что критерии ESG (окружающей среды, социальных вопросов, внутрикорпоративных отношений), которые ранее существовали только в контексте рыночных отношений, будут регулироваться всеобщим нормативным режимом. Продвижение реформ в области финансового законодательства в Европейском Союзе идет активными темпами, и введение критериев ESG на законодательном уровне станет одной из ключевых вех на этом пути развития.
В настоящее время европейская комиссия продолжает работу над обновленной стратегией развития, опираясь на План действий по росту устойчивого финансирования (the Action Plan on Financing Sustainable Growth) и доклады группы технических экспертов по устойчивому финансированию (Technical Expert Group on Sustainable Finance).
Европейской Комиссией на текущий момент проделана обширная работа, и результатом этой работы стало принятие Положения о раскрытии информации об устойчивом финансировании (Sustainable Finance Disclosure Regulation), Положения о контроле показателей состояния климата (Climate Benchmarks Regulation), а также Положения о таксономии (Taxonomy Regulation). Однако, Комиссии предстоит проделать еще большое количество работы для уточнения деталей уже существующих актов и продвижения проектов, которые на сегодняшний день находятся в стадии разработки необходимого законодательства.
Многие проекты имеют непосредственное отношение к управляющим активами и финансовым консультантам, в то время как другие оказывают на них косвенное влияние, ориентируясь на инвесторов или объекты инвестиций. Новая законодательная база будет представлять собой сложную систему правил и стандартов, направленных на интеграцию критериев ESG в каждое звено инвестиционной “цепочки”.
В связи с этим, управляющим активами и финансовым консультантам необходимо пересмотреть свой подход к критериям ESG относительно их возможностей для:
- Организации внутренних процессов;
- Управления рисками и изменений в инвестиционных стратегиях;
- Минимизации пробелов в данных (особенно это касается частных инвестиционных компаний);
- Разработке и классификации финансовых продуктов;
- Анализа основной экономической деятельности компании;
- Согласования основных условий договора с инвесторами;
- Качественной организации отчетности;
- Осуществления руководства;
- Установки приоритетов для участия.
На сегодняшний день правительство Великобритании не огласило сферу применения различных законодательных актов, связанных с критериями ESG (и, в частности, сферу применения Положения о таксономии), поэтому все еще остаются открытые вопросы к применению пакета данных реформ после окончательного переходного периода Brexit.
Для того, чтобы бизнесу воспользоваться возможностями, потенциально открывающимися в связи с переходом Европейского Союза к системе устойчивого финансирования, крайне важно оставаться в курсе вводимых государством новых нормативных правовых актов (НПА).
К примеру, команда Sidley’s ESG регулярно консультирует различных финансовых агентов о состоянии законодательства в области ESG, опираясь на обширный опыт инвестиционных сделок в различных дисциплинах и секторах.
Положение о раскрытии информации об устойчивом финансировании (Sustainable Finance Disclosure Regulation) вводит требования о раскрытии информации компаниями по следующими направлениям своей деятельности:
- об интеграции рисков устойчивости;
- об учете неблагоприятных воздействий устойчивости;
- об устойчивых инвестиционных целях;
- о значимости раскрытия экологических и/или социальных факторов в процессе принятия инвестиционных решений и в процессе оказания консультационных услуг.
Три европейских надзорных органа (EBA, EIOPA и ESMA) в настоящее время проводят консультации по предлагаемым стандартам в отношении содержания, методологии и представления данной информации как на уровне предприятия, так и на уровне продукции.
Положение о контроле показателей состояния климата (Climate Benchmarks Regulation) вводит несколько новых категорий показателей, на основе которых может быть оценено влияние бизнеса на климат. Это делается в целью помочь инвесторам оценить углеродный след их инвестиций.
Несмотря на то что новые требования должны были быть применены уже к 30 апреля 2020 года, в настоящее время Европейской Комиссией все еще не выпущены соответствующие делегированные акты (однако, 29 апреля было выпущено “Письмо о бездействии”).
Положение о таксономии (Taxonomy Regulation) устанавливает единую систему классификации экологически устойчивых видов экономической деятельности в ЕС.
На основе рекомендаций Положения Европейская Комиссия должна выработать технические критерии отбора, которые будут определять, является ли экономическая деятельность экологически устойчивой (и в какой степени, если она таковой признается).
Эти критерии будут разработаны посредством делегированных актов по двум направлениям: одно из направлений будет будет включать критерии по целям, связанным с климатом, а другое направление — по четырем другим экологическим задачам. Положение о таксономии будет применяться только тогда, когда соответствующие делегированные акты будут опубликованы.
В то же время в Европейском Союзе ведется разработка других законодательных и регуляторных проектов по внедрению критериев ESG, основополагающими принципами которых являются:
- Повышение прозрачности и достоверности раскрытия крупными компаниями информации об их социальных и экологических показателях и результатах;
- Интеграция критериев ESG в консультативную работу и услуги инвестиционных фирм и страховых дистрибьюторов;
- Рассмотрение рисков и факторов устойчивости инвестиционными фирмами и управляющими фондами в процессе разработки стратегий развития;
- Потенциальное внедрение нормативной и надзорной структуры для оценки рейтинга по внедрению критериев ESG (как недавно было предложено Стивеном Майжором, председателем ESMA);
- Разработка критериев экологической маркировки Европейского Союза для финансовых продуктов и определение минимальных экологических показателей этой группы продуктов;
- Установление стандарта зеленых облигаций ЕС (EU GBS);
- Рассмотрение характеристик устойчивости в кредитных рейтингах;
- Интеграция рисков и критериев ESG в пруденциальное банковское регулирование (наравне с руководством по управлению рисками, связанными с климатом и окружающей средой, и учетом критериев ESG при предоставлении кредитов);
- Интеграция рисков и критериев ESG в пруденциальное регулирование страхования (в частности, в отношении смягчения последствий изменения климата);
- Разработка потенциальных мер против чрезмерного давления со стороны финансового сектора на корпорации с целью определения приоритетности краткосрочных результатов над долгосрочными целями на основании критериев ESG (как недавно обсуждалось в отчетах EBA, ESMA и EIOPA);
- Обзор недавно введенных требований по взаимодействию с акционерами, с помощью которых институциональные инвесторы и управляющие активами описывают, как они взаимодействуют с инвестируемыми компаниями, в частности, по вопросам критериев ESG;
- Мониторинг со стороны EIOPA национальной практики надзора в отношении управления рисками ESG на различных предприятиях;
- Установление требований должной осмотрительности в цепочке поставок для выявления, предотвращения, смягчения и учета нарушений прав человека (в том числе, прав ребенка) и основных свобод, серьезных телесных повреждений и/или рисков для здоровья, а также для предотвращения наносимого ущерба окружающей среде (в том числе, в отношении климата).
Автор: Бестужева Ника, IxD Capital
Все актуальные новости в мире импакта, устойчивого развития и smart-финансов на нашем официальном Телеграм-канале IxD Capital “News, Events and Success Stories”: https://t.me/ixdnews
#EU #esg #ixdcapital #sdg #sbti #parisagreement #europe #impact #co2 #импакт