Найти тему
Шакко: об искусстве

Деталь, которая выдает, что портрет Лукреции Борджиа — обман

Продолжаем нашу тематическую ювелирную неделю в живописи – на сей раз посвященную ферроньеркам (налобничкам). Вчера я рассказала о самой знаменитой обладательнице этого украшения в живописи – «Прекрасной Металлистке» (шутка, т.е. буквальный перевод), давшей название предмету – «La Belle Ferronnière» кисти Леонардо да Винчи.

Сегодня мы поговорим о ее современницах, также щеголявших в этом украшении. Как вы видите по этому собранному мною коллажу из портретов, их было предостаточно.

В бытовании ферроньерок было 2 периода, пока поговорим о первом. Это очень узкий временной промежуток и район – ренессансная Италия с 1490-го — примерно по 1510-й год. Это время, когда живые женщины носили ферроньерки и позировали в них для настоящих портретов. По этим картинам видно, что налобничек представлял собой бусину на ремешке или на тесемке, натянутом посередине лба.

Крепеж завязывался сзади или сбоку, иногда на видимый нам бантик, и служил дополнительной фиксацией красивой сетки для волос.

На многих портретах того времени ремешок на лбу есть, а бусины в центре нету – например, в «Даме с горностаем» Леонардо. Вероятно, сначала появился именно такой вариант крепежа прически, а потом его придумали украсить драгоценностью в центре.

Иногда бусин было больше одной, но такое встречается реже, видимо, не так кокетливо смотрится.

Обычно они простые – драгоценный камешек в оправе. Но бывают и более сложные - вот, скорпион или буквы.

Да, подчеркну, что вариант «бусы, надетые на голову и непонятно чем закрепленные» ферроньеркой не являются. В картинах не портретного жанра (а также в кинематографе) обычно встречается именно он…

Lily Cole in "Like a painting", by Miles Aldridge, for Vogue Italy, 2005
Lily Cole in "Like a painting", by Miles Aldridge, for Vogue Italy, 2005

После 1510 года ферроньерки в итальянской живописи тоже встречаются. Но уже не в настоящих портретах, написанных с натуры, а в изображениях всяких святых, библейских героинь, в вымышленных сценках – как воспоминание художника о красивом обыкновении.

Если вы видите, что картина по стилю более поздняя, а ферроньерка в ней все-таки есть – это явное указание на то, что сие – не портрет, а вымышленный образ.

Как, например, в случае с «Флорой» Бартоломео Венето (ок. 1520), считающейся портретом Лукреции Борджиа (на самом деле не она).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.

Макияж
950 интересуются