Найти тему
СЕМЬ ХОЛМОВ

Камни вместо кораллов: «ювелирная» афера Лили и Оси Брик

«Она была хороша собой, соблазнительна, знала секреты обольщения, умела заинтересовать разговором, восхитительно одевалась, была умна, знаменита и независима.

Если ей нравился мужчина и она хотела завести с ним роман — особого труда для нее это не представляло. Она была максималистка, и в достижении цели ничто не могло остановить ее. И не останавливало.

Что же касалось моральных сентенций… Романы Лили Юрьевны! Ее раскованное поведение и вольные взгляды порождали массу слухов и домыслов, которые передавались из уст в уста и, помноженные на зависть, оседали на страницах полувоспоминаний.

Даже в далекой Японии писали: „Если эта женщина вызывала к себе такую любовь, ненависть и зависть — она не зря прожила свою жизнь“». (В. В. Катанян, сын последнего мужа Лили Брик)

Л. Брик
Л. Брик

Да, Лиля Брик – тема поистине бездонная. Поэтому о ней можно писать только в режиме мозаики, лоскутного одеяла, каждый раз, как лучом прожектора, освещая отдельные грани ее жизни.

Сегодня попытаемся узнать, как зарабатывали Лиля и Осип Брик в первые годы их супружества, где брали деньги на жизнь и помощь полуголодным гениям, роем крутившимся в их доме.

«Золотые» пески Неаполя

В этом нам поможет Юрий Румер, ученый, видный советский физик-теоретик, один из основателей Академгородка в Новосибирске. Ося Брик был его двоюродным братом.

Матери мальчиков были дружны, так что Юра хорошо знал семью Бриков. Знал он и как было устроено семейное дело «Павел Брик, вдова и сын»:

«Дело вот как было. Имеется под Неаполем заливчик, где песок приобрел форму крупных камешков, которые очень напоминали темные кораллы.

Это были маржани, итальянские крестьяне называли их так – «маржани», и им даже в голову не приходило делать из них украшения.

А вот дядя Макс мой, путешествуя там с женой и Осипом, обратил внимание на то, что можно устроить небольшую мастерскую, изготавливать вещи, которые можно будет очень выгодно продавать.»

О. Брик
О. Брик

Работали следующим образом – отец Оси надевал шикарную шубу, брал красивый саквояж и ехал в Синь-Цзянь, Сибирь или Среднюю Азию продавать очередную партию обработанных им и еще двумя рабочими камней.

Праведный купец

«Его считали там праведным купцом, и говорят, что даже мечети были заполнены молящимися за этого праведного человека. Он брал задаток у этих людей, которые у него покупали камни, и никогда не требовал, чтобы остаток тоже ему отдавали.»

Неаполитанский песок оказался поистине золотым – Брики быстро разбогатели на этих «маржани». Их семья была гораздо богаче Каганов, родителей Лили. Максим Брик был купцом 1-ой гильдии, благодаря чему смог поселиться за чертой оседлости.

Супружеская чета Бриков
Супружеская чета Бриков

После женитьбы молодая чета – Лиля и Осип - продолжили фамильный бизнес. Ездили по городам и весям, в том числе на ярмарку в Нижний Новгород.

Обереги в часах без механизма

Наивные буряты считали красные кораллы чуть ли не святыми камнями, служившими оберегами.

По древнему поверью, кораллы в приданом приносили удачу и богатство супружеской паре. Стоили такие обереги у бурятов очень дорого – обычно на один камень меняли корову или теленка.

«Новый год мы встречали у Крынкина на Воробьевых горах, и в январе Ося уехал на месяц в Верхнеудинск на ярмарку по отцовским делам. Он продавал там бурятам темно-красные кораллы, без которых обычай запрещал им выдавать дочерей замуж.
Бывали случаи, когда приходилось распаковывать уже готовые к отправке в Москву тюки, если старый бурят валился к Осе в ноги, так как не успел вовремя добраться из степи и дочери год пришлось бы ждать свадьбы, до следующей ярмарки» - вспоминала Лиля.

Заодно, в качестве коробки для кораллов, Ося продавал аборигенам корпуса часов без механизма.

-5

Так Брики объехали весь Туркестан в течение двух осенних сезонов 1912 и 1913 гг. Самарканд, Ташкент, Коканд, Бухара – яркий среднеазиатский колорит этих городов настолько впечатлил Лилю, что она даже подумывала там остаться.

Деньги на помойке

Семейный бюджет так и рос бы не по дням, а по часам, если бы не первая мировая и революция.

«А маржани в чемоданах остались, и потом уже в 1919 году, вероятно в поисках каких-то преступников, скрывающих от власти несметные сокровища, нагрянула милиция и отобрала оставшиеся необработанные камни.

-6

Ювелиры, которым, очевидно, как экспертам, их показали, только плечами пожали и посоветовали эти камни выбросить. Так, видимо и сделали, поскольку камни не вернули.

На этом все и кончилось, а так они давали доход – и немалый». (Ю. Румер)

При подготовке поста использованы книги: Катанян В. «Прикосновение к идолам», Брик Л. «Пристрастные рассказы», Васькин А. Советская богема, Румер Ю., интервью на www.pseudology.org.

Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!

Читайте на этом канале:

👉 От нее сходило с ума пол-Москвы 1960-х: богемный салон «первой советской хиппи»
👉 Лаврушинский переулок: «писательское гетто», или предательский удар вилкой в драке двух классиков советской литературы
👉 С нее Булгаков писал ведьму Геллу: салон Жоржа Великолепного и его рыжей дивы

#советские знаменитости #знаменитости ссср #судьбы знаменитых людей #биографии знаменитостей #ссср #советский союз #история москвы #московские истории #москва #украшения