Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Фирма «Роко» для отечественных ТТ-ников

Австрийская фирма «Roco» («Роко») больше известна как производитель моделей в типоразмере НО. Однако, некоторое время в производственной программе фирмы были и модели в типоразмере ТТ. Среди них были в основном вагоны и локомотивы немецких, чешских. словацких, польских дорог.

Голубой М62-1237
Голубой М62-1237

Но некоторое время фирма всерьез рассматривала и российский рынок. В частности для любителей «ашнуля» она поставляла несколько вариантов окраски тепловозов М62, 2М62 и ЧМЭ3. Не обошла вниманием фирма и российских ТТ-ников. В 2010 году увидели свет две модели тепловозов М62. Зеленый локомотив М62-1169 вышел под артикулом 36237, голубой локомотив калининградской приписки М62-1237 вышел под артикулом 36328. Зеленый М62-1169 имел исполнение крыши в двумя выхлопными трубами и без глушителя, характерное для тепловозов с ранними номерами, в то время как модель тепловоза М62-1237 получила вариант крыши, который применялся на тепловозах более поздних серий, что не соответствует прототипу.

Обе роковских зеленых "машки", образца 2010 и 2014 годов, из коллекции автора
Обе роковских зеленых "машки", образца 2010 и 2014 годов, из коллекции автора

В 2014 году увидела свет очередная новинка «Роко» на тему российских железных дорог. Под артикулом 36276 была изготовлена модель зеленого тепловоза М62-1539 с матами на жалюзях, измененной крышей и отсутствующими буферами. При этом модель под артикулом 36276 не имела декодера. Параллельно с ней был выпущен аналогичный тепловоз М62-1539 с декодером, который продавался под артикулом 36277.

М62-1539 артикула 36276, еще с оригинальными роковскими сцепками, фото 2014 года, из коллекции автора
М62-1539 артикула 36276, еще с оригинальными роковскими сцепками, фото 2014 года, из коллекции автора

Модель, изготовленная под артикулом 36328 была по цветономерному исполнению аналогична модели фирмы «Тиллиг», которая была выпущена несколькими годами ранее.

Отличия в крыше моделей зеленого цвета 2010 и 2014 годов выпуска
Отличия в крыше моделей зеленого цвета 2010 и 2014 годов выпуска

Помимо «Тиллига» свои варианты моделей тепловоза М62 выпускал также отечественный «Пересвет», но использовались кузова от фирмы «Тиллин», в которых несколько была нарушена геометрия кузова и исполнение оконных проемов в головных частях локомотива. Фирма «Роко» выпустила модель с учетом исправления указанных недостатков. По окраске, геометрии кузова, детализации и качеству исполнения это наилучшие модели тепловозов М62, изготовленные в ТТ.

М62-1169 из коллекции автора
М62-1169 из коллекции автора

По сути версии М62 фирмы «Роко» в типоразмере ТТ это уменьшенный вариант исполнения модели этой фирмы в типоразмере НО. Модель в стодвадцатом масштабе ничем не уступает по детализации своему собрату в масштабе 1:87. Единственный минус роковского М62 в ТТ отсутствие свечения красного фонаря сзади при движении локомотива. Эта функция имеется в моделях типоразмера НО указанной фирмы.

Зеленые «машки» от «Роко» заметно лучше проработаны в плане нанесения надписей, их полноты. Голубая же модель М62-1237 в этом смысле повторяет недостатки модели от «Тиллиг», например, надписи «Берегись контактной сети» выполнены в виде белых прямоугольников. Также зеленые М62 от «Роко» лучше детализированы, например, прокрашены поручни, имеется имитация интерьера машинного отделения, модели имеют ромбовидные заводские таблички, соответствующие прототипу.

Слева М62 от "Пересвета", справа от "Роко", на фото четко видна разница в геометрии окон и передней части моделей
Слева М62 от "Пересвета", справа от "Роко", на фото четко видна разница в геометрии окон и передней части моделей

При проектировании моделей на российскую тему, «Роко» заимствовало наработки по выпуску моделей «машек», предназначенных для потребителей из бывших стран ЕС, переработав их под модификации для отечественных железных дорог, при этом были упущены некоторые детали. Например, на тележках моделей тепловозов так и осталось 4 тормозных цилиндра, что характерно для машек, курсировавших в странах Восточной Европы, в то время как у советских образцов было лишь два тормозных цилиндра и ряд других мелочей.

У моделей выпуска 2010 года сцепки были, аналогичные фирмы «Тиллиг» нового образца, а моделей 2014 года выпуска были сцепные устройства собственной разработки, которые в итоге пришлось менять, так как они не стыкуются со сцепками ВТТВ или «Тиллига».

Модели тепловозов М62 от «Роко» имеют самые лучшие ходовые качества и наиболее тихий ход из аналогичных моделей, выпущенных также фирмами «Тиллиг» и «Пересвет».

Рендер 2М62 от "Роко" в НО, примерно также выглядела модель бы и в ТТ
Рендер 2М62 от "Роко" в НО, примерно также выглядела модель бы и в ТТ

В типоразмере НО на тему отечественных железных дорог также увидели свет модели М62 в корпоративной окраске РЖД, модели тепловозов 2М62, ТЭ109 и ЧМЭ3. Учитывая, что зеленые и голубая «машки» также появились первоначально в НО, а потом и в ТТ, были надежды, что и перечисленные модели со временем будут выпущены в ТТ. Действительно фирма озвучивала планы и даже анонсировала модель голубого ТЭ109 и двухсекционного 2М62 в ТТ. О планах переработки в ТТ модели ЧМЭ3 ничего не сообщалось.

Анонсированная модель ТЭ109 в ТТ, которая так и не увидела свет
Анонсированная модель ТЭ109 в ТТ, которая так и не увидела свет

Увы, не только эти планы остались на бумаге, но фирма «Роко» вообще как сейчас принято говорить «завязала» с типоразмером ТТ. А жаль...

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото автора и из открытого доступа сети «Интернет».

Другие материалы канала по теме железнодорожного моделизма/:

Ожидаемая новинка ПИКО. ТТ

Вагоны-хопперы от ТТ-модель

«Чех» на столе. ТТ

-10