Найти тему
Америка.ru

Что есть 4 июля для современного афроамериканца?

Этот текст я подготовил специально ко Дню независимости США. Он дался очень тяжело: приходилось обдумывать каждое слово, переводить слова собеседника на русский крайне точно и емко, при этом стараясь не расплескать эмоциональную сторону беседы. И всё равно мне не удалось сделать текст в переводе таким, каким он должен был бы быть. Откровенно скажу – текст не удался. Но он вышел именно таким, какой выдалась сама моя беседа с очередным американцем. И мне в самом деле очень нравится готовить материалы на основе диалогов с простыми людьми, людьми из народа – они искренни, реальны, они знают об истинном положении дел не понаслышке. Они в этой действительности проводят всю свою жизнь. Эта реальность – их личная история.

В преддверии американского Дня независимости специально для своего Яндекс.Дзен канала «Америка.ru» подготовил текст-рассуждение, ставший результатом беседы с темнокожим жителем города Норф Майами Бич (North Miami Beach, Florida) Сэмюэлом Брауном-младшим. Это диалог о расе и расизме; об отношениях между людьми в демократическом обществе и растущей ненависти каждого в отношении всех и наоборот; о невозможности искоренения дискриминации всего лишь спустя 40 лет после официальной отмены сегрегации и о том, с чем у афроамериканцев ассоциируется День независимости сегодня.

Cэмюэл Браун-младший. Фото автора
Cэмюэл Браун-младший. Фото автора

***

5 июля 1852 года Фредерик Дуглас, известный американский публицист и борец за освобождение рабов выступил со своей знаменитой речью «Что такое для раба 4 июля?», в котором обличал порабощение чернокожих, превращение их в эксплуатируемый, бесправный класс, «лечить» который придется еще долгие годы. Спустя 168 лет, накануне 4 июля 2020 года, американцы, находящиеся между Сциллой пандемии коронавируса и Харибдой антирасистских протестов, задаются аналогичным вопросом: «Что есть 4 июля для современного афроамериканца?».

У меня есть ответ на этот вопрос. Это тот самый день, который напоминает нам больше, чем остальные 364 дня в году, о несправедливости, которая все еще преобладает в Америке. Кто-то сегодня протестует, кто-то сносит памятники, но никто не задается вопросом, насколько далеко ушло американское общество с момента высадки в Джеймстауне (штат Вирджиния) в 1619 году или с момента подписания Декларации о независимости Соединенных Штатов 4 июля 1776 года. Страна, прошедшая сквозь тяжелое испытание времен рабства и угнетений, никогда не сможет эти времена забыть. Она не имеет на то морального права.

***

Чернокожие сражались и умирали во всех войнах, в которые были вовлечены США, однако до сих пор существуют различия между тем, как, например, черные и белые ветераны получают медицинскую помощь или "рейтинг инвалидности", который в идеале рассчитывается по одним и тем же показателям. Я сам являюсь ветераном вооруженных сил, который прошел через сегрегацию в 80-х годах, во время службы в армии. Но это никогда не останавливало меня и не снижало моей гордости служения этой великой стране - стране, в которой каждый равен каждому. Во всяком случае историческая подоплека празднования Дня независимости заточена именно под такую реальность.

***

4 июля – это американская история. Американская история – это история черных, это история расизма и борьбы с ним, и история эта нуждается в переосмыслении на лад 2020 года, со всем тем, что происходит с нами сегодня. Точно так же, как американцам важно переосмыслить ценности, которыми мы все сегодня меряем такие понятия, как добро и зло, справедливость и равенство, уважение прав и абсолютное неприятие дискриминации. Нормальное здоровое общество – это социум, в котором никто не знает, что такое расизм и дискриминация. В таком обществе подобных понятий не может существовать по определению.

Наша история – это наследие американского народа, но она сегодня перекликается с ненавистью и переигрыванием исторических событий, вообще фактов, хорошо известных всем и давно. Странно получается: мы любим свою страну и ее историю, но всё больше ненавидим друг друга. Поэтому, 4 июля для меня и моей семьи – это день напоминания об уровне ненависти и неприязни, укоренившейся в американском быту. И говорю я об этом, подразумевая не только афроамериканцев. Мультинациональная Америка ненавидит по-разному: Нью-Йорк ворчит на евреев, Лос-Анджелес на корейцев и армян; в Техасе мечтают о дне, когда закроется мексиканская граница и все центрально-американские перебежчики навсегда останутся за так и недостроенной антииммигрантской стеной. И так можно перечислять по каждому из штатов, такие «стены» в каждом штате, городе, квартале.

Поэтому, я думаю, что может быть 4 июля – это еще и день памяти умирающей толерантности и мультукультурализма, обреченные в США на основательную трансформацию, но будет ли это ренессанс или великая «культурно-национальная» депрессия я боюсь сказать точно.

***

Однажды один из друзей моего старшего сына Джереми спросил меня: почему темнокожие по-разному относятся к этой дате – 4 июля? Наверное, еще и потому, что 41 из 56 подписавших Декларацию независимости 244 года назад были рабовладельцами. Так что получается, мы запускаем в небо фейерверки, радуясь рождению страны, основатели которой смотрели на моих предков как на рабов, как на «живое» орудие труда?

Нет однозначного ответа на вопрос, поставленный вами в начале нашей беседы. Ответ на него вы найдете по крупицам в истории каждого темнокожего американца, семьи которого коснулась трагедия расизма, дискриминации, сегрегации. История каждого из нас – это такой маленький повод праздновать 4 июля не как день памяти, а как день проснувшейся надежды, когда каждый год, под залпы салютов, мы все снова мечтаем проснуться в стране, в которой расизм окончательно и бесповоротно останется в прошлом, когда в Америке XXIвека не будет места ни ущемлению прав человека, ни тыканья пальцем на цвет кожи, вырез глаз, религиозный атрибут или сексуальную идентификацию.

***

4 июля – это еще и праздник, когда мы вновь вспоминаем слова великого Фредерика Дугласа: являются ли великие принципы политической свободы и естественной справедливости, воплощенные в Декларации независимости США от 4 июля 1776 года, распространенными на всех в равной мере? На всех и каждого вне зависимости от расовой принадлежности, социального статуса, происхождения и мировоззрения? Ведь 4 июля – это праздник всей американской нации, а не чей-то конкретно, но с каждым годом к этому дню мы подходим всё более разрозненными, всё более чужими, всё более враждующими.

***

От автора: 4 июля в этом году воспринимается американцами как некий «рубеж надежды»: на спад пандемии коронавируса, на окончание протестов и бесчинств отдельных сепаратистских группировок (особенно на Северо-Западе страны); на продвижение расследований о фактах полицейского произвола (и здесь важен не только кейс Джорджа Флойда); на долгожданное реанимирование национальной экономики и возвращение миллионов людей в нормальное жизненное русло, где нет места ни страху заболеть, ни рискам попасть под жернова протестов, ни опасениям остаться без работы и лечь обузой на попечении государства, резервные и стабилизационные запасы которого трещат по швам. Ну, а это уже история для новых журналистских поисков.

Материал подготовил: Мурад Абдуллаев,

Майами, США