Найти тему

Мечты советских ученых! Подземная лодка

Добрый день!

Вы про такое раньше слышали? Я - нет.

Какие грандиозные планы были у советской науки. Идея повернуть реки вспять была, как оказывается, не самой фантастической.

Размышления были простыми: птица стала прообразом самолета, рыба - прообраз подводной лодки. Почему бы не создать подземную лодку по образу и подобию мышей, дождевых червей и другой подземной живности?

Самолет -птица, подводная лодка - рыба, подземная лодка -крыса. Из "Техника-Молодежи!" 08-09 1946
Самолет -птица, подводная лодка - рыба, подземная лодка -крыса. Из "Техника-Молодежи!" 08-09 1946

Многие животные, делая норы, выбрасывают землю наружу. Эти звери, как правило, используют норы как жилище и убежище. И только.

Но есть, например, крот, для которого земля - среда обитания. Он, конечно, тоже выбрасывает землю наружу, но довольно редко. Передвигаясь под землей, он разрыхляет, сверлит землю зубами, утрамбовывая ее вокруг себя и оставляя позади.

-3

Задачей построить подземную лодку занимался советский ученый-инженер А.И. Требелев. Работать над проектом он начал еще в 1937 году.

-4

Изобретатель начал заниматься странными делами. Мальчуганы ловили и притаскивали ученому кротов. А Требелев брал хирургический нож и тщательно их исследовал, изучал строение мышц, костей, зубов. Ему нужно было понять, как работает тело крота.

Возле одного из горнорудных заводов Урала инженер соорудил ящик с землей для исследования кротов. Но интересно здесь другое: ящик просвечивался рентгеном. В ящик запускается крот, который начинает усердно перемещаться в земле к приманке, кусочку мяса. Так Требелев изучал, как движется крот, как двигаются его кости при бурении земли.

А кроты оказались с хорошим аппетитом. Их "подземное плавание" требовало больших энергозатрат. За сутки кроты съедали количество мяса, сравнимое с их собственным весом.

Первый образец, маленькая модель подземной лодки, работала на электротяге. В механическом кроте была смонтирована катушка, которая разматывалась по мере продвижения под землей.

Настоящего крота скопировать конечно же не удалось, по сути, это было большое сверло. Робот-крот успешно передвигался в земле, оставляя за собой проход.

После успешных испытаний маленького крота, приступили к созданию большого, в который должен поместиться человек. Связь с поверхностью осуществлялась по проводам, как и в первой модельке.

-5

Кабина оборудовалась кислородным баллоном для дыхания испытателя. Также в кабину поставили приборы (угломер, компас) и органы управления.

Скорость большого механического крота достигала 10 м/ч. Не плохо, но до Дальнего Востока придется долго плыть. При этом требовалось 35кВт энергии. Удалось пробурить таким орбразом в горе Благодать на Урале проход длинной 40 метров.

-6

Как машина работала? Впереди бур разрушал породу, а некое подобие шнека по бокам машины утрамбовывало этот грунт в стенки прохода. Специальные домкраты сзади толкли подземную лодку вперед.

Постепенно эта разработка была свернута, но не забыты. Согласитесь, для транспортировки человека такие машины не нужны, а вот для прокладки коммуникаций, скважин и т.д. в самый раз. И такими технологиями сегодня активно пользуются.

Даже в те времена уже существовали проходческие щиты для строительства метро, но инновацией Требелева стало применение бура впереди. Ведь на тот момент перед проходкой щита земля разрабатывалась рабочими при помощи отбойных молотков.

Современный проходческий щит
Современный проходческий щит

Современные проходческие щиты автоматически разрабатывают грунт при помощи нескольких буров, удаляют разработанный грунт наружу и укрепляют стенки тоннеля.

Но полноценной подземной лодки так и не получилось, скорости ограничены, расстояния ограничены. До Владивостока под землей не "доплывешь". Хотя...

Тут пробегала новость будто русские заминировали ядерными боеголовками побережье США при помощи механических кротов. Песков, конечно же, говорит: "Я просто даже не понимаю, о чем идет речь." А вот если бы он сказал: "Да, это правда", это было бы действительно странно, чем сама новость про эти бомбы. Так что...

На этом всё, до скорых встреч!!!