Найти тему
ИстПросвет

"Сказание о призвании варягов" - что было не так с его созданием

Оглавление

Добрый день, уважаемые подписчики и читатели канала. Сегодня мы попробуем разобраться в нелегком вопросе о призвании варягов в Новгород и о том, как, когда и с какой целью оно было отражено в древнерусском летописании. При этом мы будем опираться на труды крупнейших русских ученых. Итак, начали.

Рюрик призванный. Фото: https://i.ytimg.com/vi/hbdocDN5NpM/maxresdefault.jpg
Рюрик призванный. Фото: https://i.ytimg.com/vi/hbdocDN5NpM/maxresdefault.jpg

Сказание о призвание варягов

О появлении Рюрика и русов в Новгороде в 862 г. мы знаем из летописей. В Сказании о призвании варягов без всяких кривотолков прямо говорится, что русь, чудь, словене и кривичи, заботясь о порядке в своей земле, попросили варягов прийти, "володеть" ими и судить их "по праву".

В 18-19 вв. ученые безоговорочно верили этому тексту. Сомнения возникли, когда академик А.А. Шахматов доказал, что

"рассказ о призвании варягов есть поздняя вставка, скомбинированная способом искусственного соединения нескольких северорусских преданий, подвергнутых глубокой переработке летописцами".

Осознав, что между призванием и его летописным протографом лежит пропасть в 200 с лишним лет, историки принялись критически переосмысливать Сказание о варягах. Договорились даже до того, что "в 11 в. в Киеве не знали о Рюрике, его призвании на княжение и какой-либо связи его с тогдашней киевской династией" (В.А. Пархоменко).

Позднее совместными трудами и усилиями многих умных голов удалось доказать, что в русском летописании 11 в. боролись друг с другом две точки зрения о происхождении Русского государства. Географически они были локализованы очень даже понятным образом. Летописцы, считавшие, что собирателем Руси был Киев, жили в Киеве, а те, кто отводил эту роль Новгороду - в Новгороде. Короче, два главных города на водном пути "из варяг в греки" заспорили, кто из них главней.

Мнение о приоритете Новгорода было впервые выражено в "Остромировой летописи" или шахматовском новгородском своде 1050 г. в форме Сказания о призвании варягов. Оттуда Сказание перешло в Повесть временных лет (ПВЛ) и далее в "общерусское летописание". Но пока этот переход осуществлялся, Сказание приобрело совершенно другой смысл. Дело было вот в чем.

ПВЛ писалась между 1012 и 1018 годами. За 15 лет до этого на Любечском съезде князья приняли судьбоносное для себя решение - править отдельно друг от друга, то есть разделить Древнерусское государство на независимые уделы. Но вот проходит время, и в 1102 г. новгородцы самовольно во второй раз избирают своим князем Мстислава Владимировича. Мало этого, в 1113 г. в Киеве вспыхивает городское восстание, и киевляне избирают князем Владимира Мономаха "в нарушение отчинного принципа Любечского съезда".

Любечский съезд князей 1097 г. Фото: https://na5.club/wp-content
Любечский съезд князей 1097 г. Фото: https://na5.club/wp-content

Почему решения Любечского съезда нарушались, и кто их нарушал? Ответ очевиден. Крупнейшие русские города в начале 12 в. окрепли и не желали больше служить игрушой в княжеских руках. Они сами хотели решать, кто и когда будет их князем. Именно эту идею летописцы и отразили в Сказании о призвании варягов. Как писал академик Б.А. Рыбаков:

"Не исконность княжеской власти с незапамятных времен, как это было у Нестора, а всенародное избрание, приглашение князя со стороны - вот что выдвигалось на первое место. А что место действия переносилось из Киева в окраинный Новый город, любезный сердцу Мстислава, это было не так уж важно".

Но и Новгород включил Сказание в свои местные летописи. По мнению И.Я. Фроянова, новгородцы особенно поддерживали Сказание на фоне того, что в начале 12 в. у них наметился перелом в отношениях с киевскими Рюриковичами, а к 1130-м гг. окончательно восторжествовал принцип "свободы в князьях".

Поэтому "Сказание о призвании князей-варягов превращается в своеобразный манифест о политической вольности Новгорода". Ну а реальность призвания, понятно, в этот момент никого особо не волновала.
Рюрик и его братья (худ. И. Глазунов). Фото: https://storage.myseldon.com
Рюрик и его братья (худ. И. Глазунов). Фото: https://storage.myseldon.com

И все же было призвание или нет?

Сегодня никто не спорит, что факт появления в 9 в. некоего варяга с дружиной в Новгороде, скорее всего, не выдумка. Другой вопрос, звали его или нет, и что он делал на словенском Севере целых 17 лет. Вот как на него отвечает официальная наука. (Впрочем, неофициальной науки не существует.)

Приглашения варягов, скорее всего, было. Новгородский князь (Гостомысл) призвал во второй половине 9 в. одного из варяжских предводителе вместе с дружиной, чтобы тот принял участие в гражданской войне, разгоревшейся между словенами, кривичами и чудью. Возможно, что звали этого варяга Рюрик. Варяги, видимо, помогли новгородцам одержать победу, но вслед за тем варяжский князь совершил переворот и узурпировал власть в городе.

Переворот сопровождался истреблением словенских князей и местной знати. По словам В.В. Мавродина,

"варяжскому викингу ... показалось заманчивым овладеть самим Nolmgard-Новгородом, и он, с дружиной, явившись туда, совершает переворот, устраняет или убивает новгородских "старейшин", что нашло отражение в летописном рассказе о смерти Гостомысла "без наследия", и захватывает власть в свои руки".

О том, что Рюрик физически истребил новгородскую знать и лишил жизни Гостомысла, косвенно повествует Никоновская летопись в рассказе о восстании новгородцев под предводительством Вадима Храброго, его гибели и бегстве из Новгорода в Киев многих новгородских мужей.

Вам может понравиться:

Шесть доказательств существования Азово-Черноморской РусиРусы из Арсании: почему о них не рассказывают в школе?Почему антинорманисты не замечают явных недостатков своей теорииКем были варяго-русы или что нужно знать о "норманизме"

P.S. Канал остро нуждается в подписчиках, лайках, репостах и дерзких комментариях. Буду чрезмерно благодарен за каждый искренний лайк! Подписчикам обещаю интересные статьи.

Читать все выпуски канала ИстПросвет