Найти тему
Иван Иванов

Сталин и Женевская конвенция.

Очень часто можно услышать что Сталина обвиняли в том что гитлеровцы уничтожали военнопленных. Это пишут и в школьных учебниках отдельных исторических "экспертов". Суть этого мифа очень проста, Сталин заявил:-"У нас не может быть военнопленных"- и не присоединился к Женевской конвенции. Поэтому немцам пришлось расстреливать военнопленных, морить их голодом. И вина за гибель военнопленных переложили на "кровавого диктатора".

Конечно же этот миф приправляют еще тем что каждый кто вернулся из плена отправлялся в лагеря. Эти «чёрные мифы» ещё за время СССР и затем Российской Федерации были столько раз повторены в различных научно-популярных, по сути, околонаучных работах, высказаны в журналах, газетах, показаны в образах художественных фильмов, что стали чуть ли не истиной. Однако ложь, даже повторённая сотни тысяч раз, не перестаёт быть ложью.

Правила обращения с военнопленными были закреплены в 1899 году на Гаагской конференции, созванной по инициативе России. Согласно этим правилам даже попытка бегства военнопленного наказывалась лишь дисциплинарным наказанием. Конечно же в ходе Первой мировой войны они были много раз нарушены. В 1929 году заключают новую Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными. Москва не подписала ее, но ратифицировала конвенцию об обращении с ранеными и больными на войне. Согласие и отказ СССР ратифицировать Женевскую конвенцию положение не менял. Именно поэтому на этот факт обратил внимание глава военной разведки и контрразведки Германии адмирал Вильгельм Канарис. Он направил начальнику Верховного главнокомандования вермахта (ОКВ) протест, в котором сообщил, что хотя Женевская конвенция не действует в отношениях между Германией и СССР, но действуют основные положения общего международного права об обращении с военнопленными. Они сложились с 18 столетия, и военный плен не является ни местью, ни наказанием, а только мерой предосторожности, которая мешает военнопленному вновь участвовать в войне.

-2

Надо также отметить, что права советских солдат были гарантированны не только общими международно-правовыми нормами, но и подпадали под действие Гаагской конвенции, которую подписала Россия. Положения этой конвенции сохранили силу и после подписания Женевской конвенции, о чём были осведомлены все стороны, включая немецких юристов. В немецком сборнике международно-правовых актов от 1940 года указывалось, что Гаагское соглашение о законах и правилах войны действительно и без Женевской конвенции.

Уже после войны, когда перед немецким генералитетом замаячила петля за сознательное уничтожение военнопленных, они стали придумывать оправдания и лгать. Их ложь была довольно примитивной, но именно она стала основой для измышлений ненавистников СССР и русофобов вообще. К сожалению, оправдания гитлеровцев и их защитников с удовольствием подхватили и до сих пор повторяют в России. Враги СССР так хотят обличить «кровавый режим», что даже идут на оправдание нацистов. Хотя многочисленные документы и факты подтверждают, что уничтожение советских военнопленных было спланировано заранее. Никакие действия советских властей не могли остановить эту людоедскую машину (кроме полной победы).