Владимир Войнович писал свой, пожалуй, самый известный роман - антиутопию "Москва 2042" четыре года, окончательно закончив его в 1986 году. Когда-то это произведение читалось как забавный гротеск на тоталитарное общество, неизменно вызывающий смех. Но прошло время и всё изменилось. Сегодня цитаты из этой книги неожиданно обрели пронзительную и пугающую точность, а во многих героях произведения безошибочно угадываются наши современники, как будто материализованные умелой рукой автора. И хотя Владимир Николаевич изображал в своём произведении коммунистическое общество, а не дикий капитализм, в котором мы живём вот уже несколько десятилетий, это ровным счётом ничего не меняет.
Сегодня, читая эту книгу, смеяться почему-то совсем не хочется. Персонажи романа ожили и живут своей вполне самостоятельной жизнью. А фантасмагорическое будущее уже давно наступило. Гениалиссимус Войновича потрясающе напоминает нашего нынешнего национального лидера, а из-за спины отца Звездония отчётливо проглядывает лик Владимира Гундяева.
Вот несколько цитат из романа "Москва 2042", которые я дополнил высказываниями современных российских политиков и общественных деятелей:
―Надеюсь, вы поняли, - сказал он, - что Гениалиссимус - наш любимый, дорогой и единственный вождь. ―Да-да, - сказал я. - Я догадываюсь. Только я не очень понимаю, что означает это слово "Гениалиссимус". - Что это, имя, фамилия, звание или должность?
―Это все вместе, - сказал Смерчев. - Видите ли, у нас, комунян, у всех были имена, данные нам при рождении, а потом мы их заменили на те, которые получили во время звездения, то есть звездные имена. Эти имена отражают направление основной деятельности каждого человека. А имя Гениалиссимус возникло совершенно естественно. Дело в том, что Гениалиссимус является одновременно Генеральным секретарем нашей партии, имеет воинское звание Генералиссимус и, кроме того, отличается от других людей всесторонней такой гениальностью. ―Учитывая все эти его звания и особенности, люди называли его "наш гениальный генеральный секретарь и генералиссимус". Но, как известно, кроме прочих достоинств, наш вождь отличается еще исключительной скромностью. И он много раз просил нас всех называть его как-нибудь попроще, покороче и поскромнее. Ну и в конце концов привилось такое в от простое и естественное имя - Гениалиссимус.
"Если мы с вами говорим о сильной России, то после Путина будет Путин. Все, что после президента Путина будет происходить, будет происходить по лекалам, которые он заложил. Россия может быть только сильной. Путин это сделал. Он заложил систему, которая Россию делает сильнее с каждым годом".
Вячеслав Володин, председатель ГД
"Настоятельно рекомендую депутатам ГД РФ немедленно инициировать процесс изменения Конституции РФ для избрания ныне действующего Президента монархом Государства Российского. Мотивировать не буду. Господь мне открыл. Время пришло".
Иван Охлобыстин, актёр, священник РПЦ
СОСТАВНЫЕ НАШЕГО ПЯТИЕДИНСТВА: НАРОДНОСТЬ, ПАРТИЙНОСТЬ, РЕЛИГИОЗНОСТЬ, БДИТЕЛЬНОСТЬ И ГОСБЕЗОПАСНОСТЬ!
"Противников путинского курса больше нет, а если и есть, то это психически больные и их нужно отправить на диспансеризацию. Путин - везде, Путин - всё, Путин абсолютен, Путин незаменим".
Александр Дугин, философ, политолог, социолог
О тех временах она слышала только от своей бабушки, которая рассказывала, что генералы были все молодые, энергичные и все как на подбор красавцы. Что, придя к власти, они решили немедленно покончить с бесхозяйственностью, бюрократизмом, взяточничеством, воровством, кумовством, местничеством, землячеством, ячеством, пустословием, славословием, суесловием, парадностью, пьянством, пустозвонством, ротозейством, головотяпством, стали усиливать производственную дисциплину и бороться за перевыполнение планов. Они проявили много энергии, встречались с массами, выступали с речами, но больше всех трудился сам Гениалиссимус. Он разъезжал по всей стране и требовал увеличить добычу нефти, выплавку стали, урожайность хлопчатника, изучал проблемы яйценоскости кур-несушек и наблюдал за окотом овец. А поскольку страна большая, за всем не усмотришь, он решил воспользоваться передовой техникой и стал совершать регулярные инспекционные облеты на космическом аппарате. И оттуда следил за передвижением войск, разработкой карьеров, вырубкой лесов, строительством отдельных объектов и добычей угля открытым способом. Он вникал во все. Иногда даже заметит, что рабочие где-то слишком долго перекуривают, и прямо из космоса шлет приказ начальника этих рабочих снять с работы, понизить в должности или отдать под суд. Или увидит, что какой-нибудь автомобиль превысил скорость или нарушил правила обгона, номер запишет и сообщает в автоинспекцию.
"Личность Владимира Путина важнее для общества, чем институты государства".
Сергей Марков, общественный деятель, политолог
"Мы всегда могли дойти до главного. Если вы дружите с этим человеком и просите его о чем-либо, то вы получаете нужное через два часа. Это очень впечатляет".
Жан-Клод Килли, почётный член МОК
"Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России".
Вячеслав Володин
— Он сказал: слава Богу, — повторила мои слова Искрина Романовна.
— А никакого Бога нет, — подскочил вдруг отец Звездоний и стукнул правой ногою в землю. — Совершенно никакого Бога нет, не было и не будет. А есть только Гениалиссимус, который там, наверху, — Звездоний ткнул пальцем в небо, — не спит, работает, смотрит на нас и думает о нас. Слава Гениалиссимусу, слава Гениалиссимусу. — забормотал он, как сумасшедший, и стал правой рукой производить какие-то странные движения. Вроде крестился, но как-то по-новому. Всей пятерней он тыкал себя по такой схеме: лоб — левое колено — правое плечо — левое плечо — правое колено — лоб.
Все другие тоже остановились и тоже стали, повторяя те же движения, бормотать:
— Слава Гениалиссимусу, слава Гениалиссимусу...
— Виталий Никитич, — услышал я озабоченный шепот. — Вам тоже следует перезвездиться.
"Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с пожеланиями к представителям Вооруженных сил (ВС) России и верховному главнокомандующему - президенту РФ Владимиру Путину. По словам патриарха, верующие молятся о здоровье главы государства, чтобы Господь дал ему силы для продолжения ответственного служения народу. Все, что происходит сегодня в стране, во многом зависит от решений президента, а в армии – от главнокомандующего, добавил глава РПЦ".
газета "Аргументы и факты", 22.06.2020
―Как кто? - удивился Смерчев. Это и есть Иисус Христос. ―Но мы поклоняемся ему, завертелся и стукнул ногой отец Звездоний, - не как какому-то там сыну Божьему, а как первому коммунисту, великому предшественнику нашего Гениалиссимуса, о котором Христос правильно когда-то сказал: "Но идущий за мною сильнее меня!" ―Я совершенно точно знал, что эти слова принадлежали не Христу, а Иоанну Крестителю, но на всякий случай возражать не стал.
―Речь отца Звездония была пересыпана цитатами из Священного писания, которое, если верить батюшке, было сочинено Гениалиссимусом.
―Слева портрет Гениалиссимуса во весь рост в мундире и в сияющих сапогах. Он смотрел на противоположную стену, с которой ему отвечали восхищенными взглядами Христос, Маркс, Энгельс и Ленин.
―И это свершилось! В исторически сжатый период коммунизм построен в пределах Москвы, которая стала первой в мире отдельной коммунистической республикой (сокращенно МОСКОРЕП).
… Смерчев сказал, что коммунизм, построенный в пределах Большой Москвы, естественно, вызывает не только восхищение, но и зависть отдельных групп населения, живущего вовне. От этого, понятно, в отношениях комунян и людей, живущих за пределами Москорепа, возникают некоторая напряженность и даже враждебность, имеющие, как точно заметил Гениалиссимус, кольцеобразную структуру. В Первое Кольцо враждебности входят советские республики, которые комуняне называют сыновними, во Второе братские социалистические страны и в Третье — вражеские, капиталистические.
"Путин едет по стране
На серебряном коне.
Путин всем людя́м поможет,
Дай ему здоровье, Боже.
Всех бандитов перебьёт,
Работягам он нальёт.
Путин едет по стране,
А мы по-прежнему…"
Юрий Шевчук, "Ночная пьеса"
―Нет, ну послушайте, - сказал я взволнованно, - я чего-то все-таки не понимаю. Неужели это значит, что все то, что пишут ваши сержанты, нигде никак не фиксируется?
―Очень хорошее слово вы нашли, - обрадовался Дзержин. - Именно ничто нигде не фиксируется. Прекрасное, точное, очень хорошее определение: не фиксируется.
―Но сержанты об этом ничего не знают?
―Ну, дорогуша, зачем же вы так плохо о них думаете? Наше общество интересно тем, что все все знают, но все делают вид, что никто ничего не знает. Понятно?
―Интересно, - сказал я, - что за глупые правила. У вас что же в Москорепе вашем вообще ничего нельзя фотографировать? ―Таможенник недоуменно посмотрел на Смерчева и опять на меня. ―Извините, не понял, - сказал он. - У нас в Москорепе можно фотографировать что угодно, где угодно и кого угодно. Но только без пленки.
— Вторичный продукт ... мы поставляем в страны Третьего Кольца. — Зачем? — спросил я. — По контракту. Когда-то коррупционисты заключили с ними контракт на поставку газа, а газ давно весь кончился. Но наши учёные переоборудовали газопровод, — и тут она не выдержала и стала смеяться.
"Знаете, ему кличку дали в Сибири: Лилипутин. Это наши люди дали кличку, это не я. Потому что слова красивые, а дела-то лилипутские. Ведь посмотрите… я лично хотел бы, чтобы наш президент был человеком слова, хотя бы одного, а он человек слов красивых. А я хочу, чтоб он держал своё слово. Сказал мочить — мочи! Нет сортиров — строй! Полно строителей. Это был предвыборный слоган. Мы выбирали его благодаря этому слогану!..
Знаете, что произошло в России? Вот я проехал по многим городам… Я вам должен сказать, что рейтинг у нашего президента сохраняется, рейтинг, а уважение падает. Потому что это разные понятия: это для телевидения важен рейтинг, а для людей важно уважение".
Михаил Задорнов