Порой мне крайне сложно понимать логику некоторых заявлений отдельных армянских политиков или тех, кого сегодня в прессе называют "экспертами", так как складывается впечатление, что они живут в какой-то параллельной вселенной. Впрочем, так оно и есть, учитывая ментальность и этнопсихологию самосознания армянского народа. Вновь когнитивно прочувствовать и осознать объективность данного факта меня заставило недавнее интервью армянского эксперта Давида Джамаляна газете "Голос Армении", в котором он обвиняет премьера Пашиняна в политических уступках Азербайджану.
Суть его филиппики или гневного обличения сводится к тому, что премьер Пашинян, часто используя в своих выступлениях термин «избранные представители народа Карабаха», тем самым — не больше и не меньше — следует риторике официального Баку, и это означает "его фактическое признание в серьезных односторонних уступках Азербайджану". Далее он пишет: «Если мы используем термин «избранные представители народа Карабаха», то фактически признаем, что «Арцах» (здесь и далее кавычки мои — О.К. ) — это тоже община, «армянская община» Карабаха. Тем самым, превращая переговорный процесс в переговоры между двумя общинами в составе одного государства. В конечном итоге это означает, что мы признаем «Арцах» в составе Азербайджана».
Признаюсь честно, я давно не видел в своей практике столь изощренно вывернутой наизнанку логики, точнее — псевдологики, которая, на мой взгляд, граничит с шизофренией. Я не могу понять, откуда Джамилян взял идею о том, что переговоры по нагорно-карабахскому урегулированию ведут две этнические общины Карабаха — азербаджанская и армянская, когда согласно мандата Минской группы ОБСЕ переговоры между собой ведут два воюющих государства — Азербайджан и Армения, а никак не террористическое квазигосударство "Арцах", созданное армянскими оккупационными властями на захваченных азербайджанских землях, к этому переговорному процессу никакого отношения никогда не имело и не имеет.
И о каких «избранных представителях народа Карабаха» идет речь, когда самого «народа Карабаха» физически не существует? Иными словами, все то, о чем говорит Джамалян, и вся та терминология, какой он оперирует в своих рассуждениях, есть ни что иное, как смысловые галлюцинации или его самого, или вполне определенной части армянского политикума, не имеющие ничего общего с геополитической реальностью.
На этот вопрос вообще не стоило бы обращать внимание, если не одно "но". На примере интервью Джамаляна можно уверенно говорить о том, что во внутриполитической жизни Армении мы наблюдаем сегодня приоритет формы над содержанием, умозрительной риторики над здравым смыслом, отчего как-то сам по себе возникает вопрос о душевном здоровье (mental health) тех представителей армянского народа, кто претендует на руководство его судьбой.
Прочитав интервью, я решил узнать, а кто же он такой "военный эксперт Давид Джамалян", и насколько можно верить его словам. Оказывается, что некогда — три или четыре года назад — он подвизался в должности советника министра обороны Армении Сейрана Оганяна, поэтому у меня нет сомнений в том, что он выражает позицию извергнутого с пьедестала власти а мае 2018 года "карабахского клана" экс-президентов Кочаряна и Саргсяна, которым он был обязан своим статусом и благополучием. А если учитывать тот факт, что только неделю назад экс-президент Кочарян был неделю назал освобожден из-под ареста по обвинению в узурпации власти, то это заявление Джамаляна следует рассматривать как жест вассального приветствия своему бывшему шефу, в команде которого он мечтает вернутья во власть. Данное обстоятельство вполне объясняет его "карабахоцентризм", когда он говорит, что не Азербайджан и Армения, а две этнические общины Карабаха ведут переговоры друг с другом.
Возможно — со значительными допущениями и натяжками, — как было до 2018 года, но точно не сейчас. Политический ландшафт и состав элит как Армении, так и Азербайджана в последние полтора-два года в ходе проодимых структурных и кадровых преобразований государственного управления кардинальным образом изменился. "Карабахские" больше не ведут переговоров с "карабазскими", — кто знает суть вопроса, тот меня поймет правильно. Давид Джамалян явно застрял в прошлом и не желает признавать реалий для сегодняшнего, а если он их и интерпретирует, то сквозь призму дел дней минувших, которые уже безвозвратно ушли.
Я прекрасно понимаю, что в условиях надвигающегося экономического хаоса и социальной стабильности на фоне пандемии борьба за всласть в Армении выходит на новый виток своего развития, но это совершенно не означает того, что в этом процессе могут и должны участвовать все, кому не лень. Хотя в стране с откровенно националистической официальной идеологией любая неординарная мысль, какой бы абсурдной она ни была, является глотком свежего воздуха.
C'est la vie.
Приглашаю всех читателей обсудить публикацию в комментариях. Некорректные высказывания и провокации будут подвергнуты жесткому и беспощадному осмеянию и глумлению.
При перепечтке ссылка на канал "Карабах: взгляд из России" ОБЯЗАТЕЛЬНА