Найти тему
Ошибка наблюдателя

Почему Айзека Азимова должны проходить в школе? Рекомендации.

В рубрике рекомендации в этот раз выступает книга одного из классиков научной фантастики Айзека Азимова «Профессия».

Обложка книги А. Азимова "Профессия"
Обложка книги А. Азимова "Профессия"

Айзек Азимов в первую очередь известен всем по 3-ем законам робототехники и серии романов «Основание». Он считал, что через фантастику иногда легче понять сегодняшний день. Иногда нарисованное будущее нам понятнее, чем суровое настоящее. Повесть «Профессия», как мне кажется, является одним из лучших его произведений. Этот рассказ отчётливо показал нам будущее, в котором мы живем уже сейчас. Книга была написана в 1957 году. В то время только-только появлялись прообразы будущих компьютеров. Однако, Азимов смог разглядеть контуры сегодняшнего мира уже тогда.

Айзек Азимов
Айзек Азимов

Рассказ повествует о будущем, когда люди уже колонизировали более 1000 планет в Галактике. Технологии изменили представление людей об обучении. Теперь людям просто записывают в мозг знания, которые им понадобятся в будущем. Есть 2 главных дня для каждого человека: день чтения и день образования. В День чтения дети учились как не странно, читать. Машина (почти как в фильме Матрица) производила некоторые операции над мозгом и дети за несколько минут обретали возможность распознавать непонятные закорючки . В другой день, День образования, подростки получали профессию исходя из выбора машины. Выбор профессии также предполагал «прошивку» мозга определенными знаниями необходимыми для освоения соответствующей профессии. Мальчики и девочки 18-ти лет, получив профессию, становились дипломированными специалистами и отправлялись на различные планеты, которые также были выбраны машиной.

-3

Главным героем этой повести является 18-летний парень по имени Джордж, который остался без профессии. Он всю жизнь мечтал стать богатым и известным программистом. Но Машина решила, что ни одна из профессий не подходит к его мозгу. Таких людей как он отправляют в приют. Джордж решает, что всё из-за того, что он пытался самостоятельно, вопреки существующим нормам, читать книги по программированию и разобраться как программировать без помощи машины, тем самым испортил свой мозг, а машина показала, что с ним, что-то не так. Расстроившись, он решил, что приют создан для таких же слабоумных как он.

Теперь ему казалось, что он всегда задавал глупые вопросы. Как будто его разум инстинктивно предвидел свою неспособность к образованию и придумывал всяческие расспросы, чтобы хоть по обрывкам собрать побольше знаний.

Однако, как показывает дальнейшее развитие повести, всё совсем наоборот. Мир, в котором люди получают знания и навыки от машин не может развиваться. Этому миру требуются люди, которые будут развивать эти машины и устранять возможные неполадки. Машинам для обучения самим требуются машины для обучения. Смысл повести сводится к тому, что машины для обучения не могут рождать новое знание. Новое знание может формироваться только у людей творческих которые выходят за рамки привычных знаний. Поэтому таких людей как Джордж и не «прошивают» профессией. Они нужны, что формировать новые знания, навыки и подходы. Эта повесть превосходно описывает то, как люди сегодня пытаются быстро обучиться по Википедии или по курсам «как выучить английский за 10 дней». На такое «знание» невозможно будет нарастить ещё один кубик лего, т.к. фундамент треснет.

-4

В конце концов, кто изобретает новые модели механизмов, для которых нужны новые модели специалистов? Кто, например, изобрёл спектрограф Бимена? По-видимому, человек по имени Бимен. Но он не мог получить образование через зарядку, иначе ему не удалось бы продвинуться вперёд. А кто создаёт образовательные ленты? Специалисты по производству лент? А кто же тогда создаёт ленты для их обучения? Специалисты более высокой квалификации? А кто создаёт ленты… Ты понимаешь, что я хочу сказать. Где-то должен быть конец. Где-то должны быть мужчины и женщины, способные к самостоятельному мышлению.

Технологии настолько стремительно начали менять наш образ жизни, что реальность догнала научную фантастику. Время настолько ускорилось, что обучение начинает кардинально отставать. Раньше, 40-50 лет назад, при 5-летней подготовки специалистов за время обучения ничего радикально в технологиях не менялось. Нет смысла учить 5 лет какой-то один язык программирования. Нет смысла учить работать в одном текстовом редакторе. Завтра легко может исчезнуть Microsoft Word и внезапно возникнуть какой-нибудь Android Office. Например, нас в университете учили:

· как программировать процессоры intel 8086 1976 года

· разводить платы на бумаге

· много времени изучали курс электровакуумных приборов.

Все эти вещи преподавались в нулевые и 10 года XXI века. Программа устарела примерно на 20 лет. Однако стоит сказать, что были и курсы, которые давали базис в этих направлениях. Они и должны являться фундаментом и базисом обучения сегодня. Хорошо заложенный фундамент позволяет создавать множество построек, которые в течении долго времени будут крепко стоять и не падать. Так и с обучением, школьный и университетский базис позволяет как в лего добавлять кубики знаний и навыков: новых языков программирования, новых программ, новых технологий. Знание элементарной логики и английского языка позволяет довольно легко разобраться в любом языке программирования, понимание принципов работы одного текстового редактора позволит без труда перейти на другой.

Всем горячо советую прочитать повесть "Профессия". Всего 60 страниц.Не пожалейте часа на эту повесть. Она явно этого стоит.