Учимся составлять план для написания бестселлера, собирать обрывки мыслей в понятную захватывающую структуру и избавляться от творческих ступоров.
«Не хватает времени сесть за написание книги…»
Прежде всего, для написания книги, разумеется, нужно время. Как его найти?
Первое, что нужно сделать, — это осознать, что книга не пишется за 1 раз.
Измените распорядок дня. Выделите как минимум час в день, который вы посвятите работе. Не ленитесь: вам нужно будет выработать привычку к творчеству.
Договоритесь с собой, что утром, например, с 10 до 11 вы выключаете все уведомления и пишете. Не нарушайте обещание и не ищите отговорки. Старайтесь писать в одно и то же время — так будет легче выработать привычку.
Писать, действительно, лучше всего с утра, когда вы полны сил, энергии и силы воли. Лягте спать пораньше, чтобы пораньше проснуться. Не работайте после тяжелого дня в офисе — получится сумбурно. Устройте дома удобное рабочее место, чтобы вас ничего не отвлекало. Если же это трудно — всё равно не ищите себе оправданий. Пишите хоть в ванной, хоть за обеденным столом.
Двигайтесь к большой цели маленькими шагами, пишите по странице в день, постепенно увеличивая ежедневную норму.
«Сяду писать и находит ступор…»
Дело в том, что нельзя начать писать «просто так». Нужно действовать по плану!
1. Найдите тему, которая вас увлекает
Вы должны буквально гореть тем, о чём пишите. Только в таком случае у вас будет страсть и радость к работе, и она не будет вас выматывать. А если вы решили писать бизнес-книгу, то убедитесь, что ваша тема будет актуальна и полезна для читателей.
2. Составьте структуру. Набросайте сюжет
Не ждите вдохновения, оно может и не прийти.
Отнеситесь к книге как к бизнес-проекту, напишите конкретный план или краткий пересказ сюжета, если книга художественная. Первоначальный план может выглядеть как список идей, которые вы потом будете соединять в единую картину.
Структуру книги лучше всего сделать двух- или трехчастную. Слишком много основных частей будет тяжеловато восприниматься.
Дробите основные части на мелкие — тут можете дать волю фантазии: распределите материал по небольшим главам.
3. Не бойтесь писать не по порядку
Положите перед собой структуру и начните писать с середины или с конца, перескакивайте с мысли на мысль; сумбур в начале работы — это нормально.
4. Сначала пишите, потом сокращайте и редактируйте
Начните редактировать, как только наполните всю структуру текстом. Если считаете, что нашли более удачную мысль для какого-то пункта — запишите ее, не стирая старого варианта. Потом можете передумать!
Как только текст готов, дайте ему отлежаться недельки две, а потом начинайте выпалывать сорняки. Если вы будете редактировать текст в процессе, собьетесь с мысли.
5. Поставьте дедлайн!
Чтобы не забросить книгу, объявите друзьям и знакомым, что вы закончите ее к такому-то сроку. Поспорьте на деньги — или продайте незавершённые экземпляры через инстаграм. Нарваться на разъяренных обманутых покупателей — мало приятного. Придется работать!
«Начну писать — стираю, ничего не нравится. Дальше первой страницы дело не идет…»
Прокрастинация, творческий ступор, синдром «ничего у меня не выйдет», «лучше никак, чем как попало» — нормальные явления для любого автора.
Но если вы не запишете идею хоть как-нибудь, она пропадет! Вот пять лайфхаков, которые помогут бороться с излишним стремлением к идеальному тексту.
1. Попробуйте рефрейминг
Не говорите: «Я должен/должна писать», скажите, громко и с выражением: «Я хочу!». Позвольте себе писать, потому что вы получаете удовольствие от результата, потому что вам это нравится.
2. Не бойтесь критики.
Дайте почитать кусок сырого текста как можно большему числу людей — кому-то точно понравится. Затем, вдохновленные, дайте произведению отлежаться — и начинайте редактировать.
3. Попробуйте найти настоящую причину, почему для вас так важна идеальность
Не ограничивайтесь ответом: «Потому что» или «Надо, чтобы было красиво». Копайте до победного — и вы научитесь останавливать приступы перфекционизма.
4. Определите главные и второстепенные цели
Можно бесконечно править первый абзац — и недокрутить сюжет; биться над одной-единственной метафорой и недопрописать мотивацию героев. Помните, что на первом месте — целостность вашего произведения.
5. Признайте свое право на несовершенный текст.
Даже литературные гении делали ошибки, поэтому не зацикливайтесь на «не получается». Двигайтесь вперед.
И помните — всё у вас получится!
«В книге хотелось бы написать и мысли, и свои знания и чтобы она была душевной. Как это всё совместить? Как собрать обрывки мыслей?..»
Чтобы из заметок, записок и обрывков мыслей получилась связная книга, попробуйте работать по следующей схеме.
Шаг 1
Соберите весь материал и перечитайте.
Аудио и видео переведите в текстовый формат.
Отложите то, что не пригодится.
Шаг 2
Определите цель и концепцию будущего продукта.
Задайте вопрос: “Что читатели должны узнать из моей книги? Что они должны будут сделать после того, как прочитают?” Концепция может быть творческой или логической.
Например, вы занимаетесь профессиональной съемкой животных в Африке и решили написать про эту книгу. В то же самое время вы любите писать стихи. Стихов у вас немного — на отдельный сборник не хватит. Стихи могут подойти как эпиграфы для глав: придадут вашей книге иронический подтекст. Пропишите это в концепцию. Что и зачем вы соединяете вместе?
Если не получается найти общее у разнородных отрывков, то работайте по классической схеме, соединяйте материалы только на одну тему и только одного формата. Тогда это будет логическая концепция, где все подчинено разуму.
Шаг 3
Рассортируйте ваши тексты.
Присвойте маркер каждому из текстов. Это могут быть истории, кейсы, рассуждения.
Определите задачи, которые вы хотите решить — отметьте абзацы маркером “главное”.
Определите вашу целевую аудиторию: для каких читателей актуальны эти задачи?
Помним: логика отдельно, креатив отдельно. И не бойтесь избавляться, отбрасывать ненужное! Одна законченная и четко оформленная мысль стоит сотни обрывков.
Шаг 4
Подкорректируйте концепцию, составьте структуру.
Определитесь окончательно с количеством материала, концепцией и направлением.
Например, мы решили писать книгу про тайм-менеджмент, и у нас в этой книге будут зарисовки о животных — художественная часть. Мы пишем оглавление и структуру.
Сначала у нас идет общая структура книги — вступление, основная часть, например из трех частей, и заключение.
Структура книги:
1. Вступление
2. Как решать долгосрочные задачи
3. Как решать краткосрочные задачи
4. Как делегировать
5. Заключение
У вступления и заключения не та же структура, что и у глав. Во вступлении текст может быть написан относительно свободно: для кого эта книга, откуда вы черпали вдохновение, как она изменит жизнь читателя. В заключении даются выводы книги.
Теперь пишем структуру основных частей.
Например, часть «Как решать долгосрочные задачи».
Глава 1. Вставай по часам.
Глава 2. Пиши план.
Глава 3. Заведи Trello.
Теперь пишем структуру главы. У нее также есть вступление, основная часть и заключение. Берем главу «Вставай по часам».
1. Начало главы, или вступление.
Зарисовка о животных (креативная часть). «Моя собака всегда будит меня в одно и то же время. И я понял, что-то в этом есть. Не зря же природа так придумала».
2. Основная часть.
• Кейс. У меня была задача — закончить свой проект к концу года. Я решил посвящать ему свои утренние часы. Встаю каждый день в 8 утра и с 10 до 11 делаю самую сложную часть проекта. Потом я привык это делать, и мне уже не нужно было себя заставлять.
• Пример. Рассказываю о декомпозиции.
3. Заключение.
• Вывод: долгосрочная задача — это цепочка ритуалов.
• Задание: Разбейте свою задачу на маленькие шаги и делайте один и тот же маленький шаг каждый день в одно и то же время.
Чем продуманнее структура, тем более целостная ваша концепция.
Шаг 5
Начинайте наполнять каждый элемент отсортированными мыслями по структуре.
На этом этапе вы поймете, что для целостности чего-то недостает — историй или примеров. Допишите.
Продумайте креативную часть. Добавьте интерактива! Я всегда советую давать задания в нон-фикшн-книге. Бизнес-книга без советов и заданий, без конкретных инструментов — слабая литература, популистика.
Попробуйте упаковать некоторые ваши бизнес-находки как секреты.
Например, вы создали робота, который присматривает за домашними животными. Вы можете рассказать, как сначала вы ездили на Митинский радиорынок за запчастями, как вы конструировали этого робота из пластилина, куска фанеры и проводков — и можете дать схему, как собрать такого же в домашних условиях. Вот и задание!
Шаг 6
Проверяем, редактируем, шлифуем.
Перечитайте текст, проверьте детали и факты, уберите повторы мыслей. На этом этапе также продумываются заголовки, пишутся аннотации и благодарности.
Соблюдая все эти рекомендации, написание книги не будет для вас хаотичным и мучительным процессом, а станет радостным и ярким периодом вашей жизни. Итогом которого вполне может быть создание настоящего бестселлера, который долгие времена будет восхищать читателей по всему миру.
Автор: Александра Абрамова
МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
С чего начать писать бизнес-книгу?