Найти тему
КиноЧасПик

Кинематограф в Российской империи. Как зарождалось кино в России?

Очевидно, что кинематограф эпохи Российской империи — это истоки современной отечественной киноиндустрии. В начале прошлого века зародился глобальный съёмочный и прокатный фундамент для будущего российского кинопрома. До сегодняшних дней дожили совсем немногие киноленты, снятые в ту эпоху, всего в мировых видеоархивах находится около 300 киноработ. Так как же зарождалось кино в России?

   "Мне кажется, что кино может всё – всё отнять и всё дать. Прошлое, будущее – абсолютно всё".
                            — Агнешка Холланд
"Мне кажется, что кино может всё – всё отнять и всё дать. Прошлое, будущее – абсолютно всё". — Агнешка Холланд

Зарождение кинематографа в Российской империи связывают с приездом в Россию Камилла Серфа, оператора из компании первых режиссёров — братьев Люмьер. И благодаря Серфу и его коллегам из французской киноиндустрии впервые (4 (или 16) мая 1896 года) состоялось представление «синематографа Люмьер» в Санкт–Петербурге. В Москве же сенсационный «синематограф» представлялся широкой публике на сеансах с 26 по 31 мая 1896.

В мае 1896 года делаются первые самостоятельные шаги на пути к появлению российской киноиндустрии — это чёрно–белая документальная видеосъёмка коронации императора Николая II.

Интересный факт: данная лента является первым в мире фильмом–

репортажем.

Кадр из той знаменитой хроники коронации Николая Второго.
Кадр из той знаменитой хроники коронации Николая Второго.

С 1898 года классические документальные ленты стали сниматься русскими операторами. Первым так называемым подвижником кинематографа в России стал Владимир Сашин, который снимал документальную хронику.

В 1908 году Александр Дранков выступил режиссёром–постановщиком первого игрового кино «Понизовая вольница» (или «Степан Разин»), вышедшего по итогу 15 (или 28) октября 1908 года. Работа для того времени классическая — чёрно–белый немой кинофильм. Сценарий — простой и прямой как рельса, который на экране претерпевает метаморфозы, становясь куда эмоциональнее и интенсивнее. Дальше — больше.

Кадр из по-своему трогательной киноленты «Понизовая вольница» (или «Степан Разин») Александра Дранкова.
Кадр из по-своему трогательной киноленты «Понизовая вольница» (или «Степан Разин») Александра Дранкова.

С 1907 года начинает выходить самый первый отечественный журнал под говорящим названием «Кино».

Сильная и конкурентоспособная киноиндустрия, как мозаика, стёклышко за стёклышком выкладывалась в единую и цельную концепцию именно в первой четверти XX века. В ту эпоху экранизировались как отечественная классика («Песнь про купца Калашникова» 1909 года и «Идиот» 1910), так и русскиенародные песни («Ухарькупец» 1909 года).

«Оборона Севастополя» (или «Воскресший Севастополь»), вышедшая в 1911 году, стала первым оригинальным полнометражным фильмом под авторством Александра Ханжонкова и Василия Гончарова.

Яков Протазанов, Евгений Бауэр, Владимир Гардин и другие первопроходцы в киноискусстве снимали свои первые картины, неосознанно закладывая фундамент для будущих киноделовсоотечественников. Само слово «кино» в дореволюционной России стало общеизвестным благодаря им.

Пример издания с первыми статьями, посвящёнными кинематографу.
Пример издания с первыми статьями, посвящёнными кинематографу.

Спасибо за прочтение.