Когда-то эта группа была одним из самых ярких явлений в русском роке.
Русские рок-динозавры
Здесь горит звездою русский рок, круглый и простой как колобок, – пел много лет назад Вячеслав #Бутусов. С тех пор русский рок как явление подрастерял былое величие и влияние, а музыкальный корабль под названием «Наутилус Помпилиус», ведомый бессменным капитаном Бутусовым, исчез в глубоких водах истории и ненадолго всплывает на поверхность лишь в дни очередных юбилеев да ностальгических гастрольных туров.
А ведь в 80-х и первой половине 90-х годов эта команда была, пожалуй, одной из самых влиятельных на отечественной рок-сцене и задавала тон наравне с «Аквариумом», «Алисой», «ДДТ» и прочими российскими рок-динозаврами. Описывать в очередной раз историю легендарного коллектива, противоречивую и неоднозначную, в рамках данной статьи не вижу смысла. Ее и так знают все, кто хоть немного в теме. Однако хотелось бы обратить внимание на один из важных с моей субъективной точки зрения периодов творчества этого коллектива. Гитарный период.
Испытание славой
Во второй половине 80-х годов, на волне перестройки и массового интереса к русскому року «Наутилус Помпилиус» стал полноценной стадионной группой. А такие героические и лирические темы как «Шар цвета хаки», «Я хочу быть с тобой» и «Гуд бай, Америка» регулярно крутили на дискотеках по всей стране. Или, как тогда говорили, на танцах. Собственно, именно «на танцах» я впервые и услышал песни группы. Однако довольно попсовый, клавишно-синтезаторный саунд особого восторга в те времена не вызывал, ибо то была совершенно не моя музыка. А сегодня – тем более не вызывает интереса.
Да и популярность группы тогда быстро пошла на спад. Можно сказать, что проверку медными трубами коллектив не выдержал. Внутренние распри, бесконечная смена музыкантов, уход Дмитрия Умецкого привели к тому, что команда оказалась в состоянии полураспада. Альбом «Князь тишины», записанный в студии Александра Кальянова, при участии «примадонны советско-российской эстрады» Аллы Борисовны Пугачевой, подвел жирную черту под клавишно-синтезаторным периодом группы.
Без клавиш и саксофона!
А вот дальше, после короткого затишья, в начале 90-х годов последовал замечательный, на мой взгляд, гитарный период. С умными, философскими текстами, интересными гитарными мелодиями, достаточно жестким живым саундом и виртуозными барабанными партиями. Да и состав тех лет впечатляет: гитаристы Егор Белкин и Александр Беляев, басист Игорь (Гога) Копылов, барабанщик Игорь Джавад-Заде, которого позже сменил вернувшийся в группу Альберт Потапкин. Что тут скажешь – Вячеслав Бутусов в тот период подобрал себе отличных музыкантов.
Именно в этом составе обновленная группа выпустила альбом «Наугад» с новыми и переработанными старыми песнями. Сборник, вышедший на виниле и ставший раритетом, «Родившийся в эту ночь». Альбом «Чужая земля». Никаких тебе приторных клавиш и саксофона. Более того, как выяснилось, до этого коллектив много экспериментировал с саундом и в 1989 году записал переходный альбом «Человек без имени», который был издан только в 1995-м. На той пластинке отметились ненадолго вернувшийся в группу Дмитрий Умецкий и барабанщик «ДДТ» Игорь Доценко.
Тот гитарный период лично я считаю лучшим в творчестве коллектива и время от времени до сих пор возвращаюсь к тем альбомам. Такие песни как «Тихие игры», «Музыка на песке», «Как падший ангел», «Люди», «На берегу безымянной реки», «Прогулки по воде», «Летучая мышь», «Чужая земля» и сегодня слушаются с большим интересом и не утратили своей музыкальной свежести и текстовой актуальности. Хотя группа и не снискала с ними былой стадионной славы.
Корабль погрузился на дно
Казалось, эта музыка будет вечной. Но история сделала очередной поворот, и корабль «Наутилус Помпилиус», ведомый своим капитаном, снова сменил курс и последовал совершенно в ином направлении. Далее произошла очередная смена состава. В команду вернулся клавишник и саксофонист Алексей Могилевский. Один за другим последовали мажорный «Титаник», ориентированные на массовую аудиторию «Крылья», насквозь электронный «Яблокитай», который правильнее было бы считать сольным альбомом самого Бутусова.
Сегодня сложно сказать, что послужило причиной распада группы – потогонная бизнес-модель альбом-тур-передышка, а потом снова альбом-тур-передышка или же внутренние разборки в самой группе и усталость лидера коллектива. Так или иначе, в 1997 году «Наутилус Помпилиус» снова погрузился на дно, и на этот раз поклонники потеряли группу навсегда. Стоит ли сожалеть о потере? Позже были сольные проекты Бутусова, коллаборации с музыкантами группы «Кино», проект «Ю-Питер». Но это уже совсем другая история.