Найти тему
Полина

"Не будь жадиной!" нужно ли учить ребенка делиться?

Воспитание - основная задача любого родителя относительно ребенка. Мы с рождения показываем что хорошо, а что плохо. Что можно делать, а что нельзя. Учим взаимодействовать с людьми и окружающим миром. Именно родители выстраивают перед ребенком картину мира и приспосабливают его к ней. Не даром психологи говорят о том, что многие проблемы берут свое начало в детстве. Мы можем не видеть связи, не понимать причин, но стоит задуматься, разобраться, и многое становится понятным.

Случалось ли вам встречать людей, которые не могут отказать, даже если то, что у них просят, им делать не хочется? Или наоборот, приходилось ли вам видеть людей, которые резко и четко отстаивают свои границы, говорят "нет" и не жалеют об этом? А вам легко сказать "нет" и не чувствовать вины или не бояться обидеть? Считаете ли вы это умение важным и нужным? Как не странно, у многих людей возникает проблема с отказом. Мы боимся задеть, обидеть, боимся, что нас не так поймут, или не дай бог назовут жадным, злым, эгоистичным. А так ли плохо на самом деле отказывать? От куда взялось правило, что мы кому-то что-то должны даже если не хотим?

Родители громко сообщают ребенку на площадке, что он ДОЛЖЕН делиться, чтобы не быть жадиной. Осуждают и ругают, если ребенок не хочет отдавать свою вещь, делиться едой. О, это любимое многими родителями "дай откусить свою конфету", а следом "ой какой ты жадный, тебе маме жалко?!". Мы говорим это, а сами делаем из нашего ребенка терпилу, человека без чувства границ и не способного отказать в своих интересах. Зачем? В какой момент детские отказы стали пресекаться? Почему то, что является собственностью ребенка - должно становиться общем? Почему ваш ребенок должен делиться с какой-то не понятной девочкой или мальчиком на площадке, только потому что его попросили? Даже пожалуйста сказали, это точно решающий аргумент.

Родители, а вы даете свои вещи всем, кто вас просит, сказав волшебное слово? Дайте мне, пожалуйста, ключи от вашей машины, я покатаюсь и вернусь? Нет? Вам что, жалко? А можно я заберу вот эту красивую сумочку, а вам отдам свою? Нет? Почему? Нельзя быть жадными, нужно делиться, как учили мама и папа. Вы можете сказать мне, что детская игрушка или конфета не сравнимы с машиной или дорогими вещами взрослых, но на самом деле ребенку все равно, сколько стоит та или иная вещь. Это может быть даже бесплатный камень или красивая палка, которую он нашел на дороге и принес с собой, но это ОН нашел, и ОН принес, и для него эта палка представляет не меньшую ценность чем для вас ваша машина. Так действительно ли стоит заставлять ребенка отдавать, делиться, терпеть? Или стоит предоставить выбор, рассказать, как можно поступить в такой ситуации, дать ребенку понимание, что он имеет право сказать как ДА, так и НЕТ, и никакой его ответ не сделает его плохим или хорошим, это просто его решение и это нормально.

Для более ясного понимания детьми понятий "моё" и "чужое" достаточно начиная с малого возраста говорить ребенку, что это твоя игрушка, а это вещь мамы. Сейчас мама дала тебе эту вещь, а потом не дала, и это нормально, такие ситуации не должны вызывать истерик. Но очень важно выстраивать границы с обоих сторон. Ваша вещь - ваше решение. Вещь ребенка - решение ребенка. У малыша, который уже что-то понимает, так же следует спрашивать "дай мне пожалуйста эту игрушку?" и если ребенок не дает, не вырывать силой. Поверьте, это не воспитает жадину или эгоиста, это воспитает здоровую личность, знающую свои и чужие границы. Всегда разговаривайте с вашим ребенком, даже если он еще не говорит и не особо понимает что от него хотят. Хочет взять чью-то лопатку из песочницы? Проговаривайте ребенку "это лопатка Пети, давай спросим, можно ли её взять? можно, тебе разрешили, бери." или "малыш, девочка не хочет отдавать тебе свою куклу, она ей очень нравится и ей бы хотелось поиграть самой, давай найдем что-то другое, вот, смотри, какая лопатка". Вариантов беседы очень много, нужно просто относиться к вашему ребенку, пусть он еще совсем мал, как к личности, а не безвольному котенку, у которого захотели-забрали, захотели-отдали.

Разговаривайте с вашими детьми на равных, объясняйте им чувства и эмоции людей вокруг, проговаривайте варианты развития ситуации, и даже если сейчас он еще не понимает, быстро настанет время, когда начнет понимать, и только от вас зависит, будет ли ваш ребенок "не воспитанно" отбирать чужие игрушки, или будет спрашивать, и спокойно реагировать на отказ, переключаясь на другие интересные занятие. Забудьте, пожалуйста, фразу, что на детской площадке все общее. Все общее - это то, что лежит и никому не нужно. Общая горка или качели, остальное - это собственность вашего или чужого ребенка, так же как не общие машины во дворе, квартиры в доме, вещи на вас и остальное ваше имущество.

Источник - https://yandex.ru/images/
Источник - https://yandex.ru/images/