1. Собираюсь уезжать с дачи в город. Дети хотят смотреть мультики. Я говорю сыну: "Посмотришь мультики, когда я поеду."
Через 5 минут подбегает и говорит: "Мам, а ты можешь уехать побыстрее?"
2. Первая реакция - очень смешно. Вторая - возмущена, мне не приятно слышать такое от сына.
3. Что произошло-то?
У меня в голове была идея о том, что дедушке будет проще провести время с детьми, когда они будут смотреть мультики. Была ещё одна идея о том, что мультики нужно как-то ограничивать. Ещё одна идея о том, что, если дети начнут смотреть мультики сейчас, то через час, когда я буду уезжать, им уже надоест, и они начнут капризничать и не отпускать меня.
Вот когда сейчас выписала все эти "идеи", а на самом деле установки не ясного происхождения, вижу, как много я решаю за других. Хотя хочу решать за себя.
4. Это была "моя логика". Какая же логика сложилась у сына?
Наверное, что-то вроде: "мультики можно только тогда, когда мама уехала, значит нужно, чтобы она побыстрее уехала".
Хочу ли я создавать почву для таких неожиданных логических цепочек? - НЕТ.
5. Учёный Грегори Бейтсон (читайте в Википедии) называет это метасообщением или двойным посланием. Ещё называют Обучением 2.
Судя по реакции сына, а ему 4,5 года, в этой истории метасообщением является сообщение: "без мамы можно, а при маме нельзя". Разве таких отношений я хочу с детьми? Особенно в будущем - ещё раз, сильное и строгое НЕТ.
6. Где выход? Предполагаю в точности использования слов.
А вообще - не знаю, пока.
В итоге, сыну я ответила, что, если он хочет смотреть мультики - лучше так и говорить, напрямую.
Хотя, похоже, я сказала это себе - "лучше говорить, как есть".