Найти тему
Legart вещает

Образование после короновируса. Новые реалии

Ни для кого не секрет, что Короновирусная инфекция самым радикальным образом повлияла на все сферы нашей жизни. За последние полгода мы испытали столько всего, что еще буквально год назад могло показаться нам несбыточным и фантасмагоричным.

Я тружусь в сфере высшего образования, и наша деятельность по праву считается довольно консервативной – невозможно просто взять и начать учить так, как тебе вздумается. Любую свою задумку нужно обосновывать перед кафедрой и укладывать в официальные требования университета и Министерства Образования. В противном случае, через год-два можно просто не получить аккредитацию и все, game over.

Естественно, по нашему консервативном болоту такие титанические изменения, которые привнес COVID-19, ударили особенно жестко. Очное обучение внезапно оказалось под запретом, а альтернативой стала дистанционка – связь между преподавателем и студентами через программы Microsoft Teams или Zoom (и т.д.). Собственно, вот основные проблемы, связанные с этим:

- Техническая неосведомленность и даже отсталость некоторых преподавателей в силу возраста. Действительно, очень сложно бывает объяснить людям старше 50-ти, что такое «выложить лекцию в облако» или «записать лекцию в Зум». А таких, на секундочку, только на моей кафедре 2\3. Тем не менее, под конец учебного года можно с уверенностью сказать, что на 90% преподаватели моей кафедры освоили необходимые технические средства и почти свободно стали вести занятия по сети.

- Проблема с проверкой знаний в онлайне. Если вести лекции и даже семинары на удаленке не составляет большой проблемы, то вот адекватно оценить полученные знания и провести аттестацию или экзамен – уже более затруднительно. На кафедре было много споров на тему того, что нереально непредвзято оценить знания студента, если тот может спокойно за камерой поставить учебник или телефон, чтобы с него списывать. Благо, из этого мы тоже выкрутились – спасибо onlinetestpad и схожим сервисам. С государственными экзаменами посложнее оказалось – там больше требований, но Министерство тоже пошло навстречу и получилось провести госы, никого не привлекая в закрытый Университет. Тут еще стоит упомянуть прокторинг, потрепавший нервы очень многим преподавателям и студентами в этом году, но это прямо кандидат на отдельный гневный пост.

- Потеря связи студентов с учебным процессом. Несмотря на то, что ездить в Университет теперь не надо, и вроде как на пары ходить стало проще – многие снизили свои показатели активности. Во-первых, пропадает составляющая коллективного контроля и общности с потоком коллег-студентов, отчего учащимся сложнее «держать руку на пульсе». Еще сложнее стало мотивировать студентов именно отвечать, а не отсиживаться на семинаре – многие просто добавляются в конференцию и идут по своим делам. Впрочем, ничего не мешало им отсиживаться и не слушать даже на очной форме обучения.

- У студентов появился новый повод взывать к жалости и просить улучшить оценку. Как бы это не звучало, многие пользуются сложившейся ситуацией, чтобы лишний раз разжалобить преподавателя и стребовать себе оценку получше. Казалось бы, все сидят дома – в чем проблема готовиться и заниматься? Но, увы, это так не работает – получив в руки такой «золотой» повод, студенты активно этим пользуются. Руководство университетов по всей Москве (про РФ в целом не скажу) взяло за основу тактику решать все «в пользу студента», поэтому здесь и преподаватели вынуждены идти навстречу.

"Препод преподович, у меня технические неполадки, я не могу сдавать тест!"
"Препод преподович, у меня технические неполадки, я не могу сдавать тест!"

- Участились попытки обмана преподавателей студентами. Опять же, связано с новым видом обучения. Формально все учащиеся подписывали заявление о переводе на удаленку, где обязались обеспечить себя интернетом и компьютером, но по факту почти на каждой паре были те, кто жалобно рассказывал историю, что у него нет компьютера или очень-очень плохой интернет. В ряде случаев такая информация подтверждалась, но вот доказать обман тут просто нереально – «ну нету и все», и что ты сделаешь с ним. Так как в цивилизованном мире принято действовать через презумпцию невиновности, преподавателям также приходилось так или иначе идти навстречу. Что характерно, подобные аргументы возникают у нерадивых студентов аккурат в конце курса, а не в процессе, когда можно договориться о другом формате закрытия долгов. Сюда же можно отнести и случаи хулиганства, когда либо студенты, либо совершенно левые люди «рисуют» на преподавательской презентации что-либо нецензурное, либо делают якобы смешные выкрики и тд (не буду перечислять все, чтобы не натолкнуть кого-то на очередную «гениальную» идею). На нашей практике был только 1 случай хулиганства, но непотребство быстро пресекли и даже потом вычислили виноватых.

Зачастую семинар онлайн выглядит именно так. Есть ли смысл бороться со смешными аватарками - каждый преподаватель решает сам. Как мне кажется, немного юмора не помешает, лишь бы не перерастал в хулиганство.
Зачастую семинар онлайн выглядит именно так. Есть ли смысл бороться со смешными аватарками - каждый преподаватель решает сам. Как мне кажется, немного юмора не помешает, лишь бы не перерастал в хулиганство.

- Повысилась нагрузка на тех, кто отвечает за информационную составляющую на кафедре. Обычно, речь о молодых кадрах, и скорее всего на каждой кафедре 1 такой ответственный. Если кафедра большая (больше 20 человек), то все эти люди по любому вопросу будут обращаться в любое время дня и ночи именно к этому самоу человеку. У нас на кафедре этим лицом не посчастливилось быть мне, поэтому я на своей шкуре испытал звонки в полночь на тему «а как залить лекцию в облако? А где она у меня записалась?» ну и вот это все. Разумеется, за это я получаю часть надбавки, но по большому счету нагрузка выросла непропорционально финансовой составляющей, она то осталась примерно на том же уровне (но тут уже супер, что зарплату в принципе не сократили, как в других сферах). Впрочем, тут ничего не поделаешь – старших коллег не бросишь же разбираться самих, приходится помогать и учить азам общения с интернетом. С ходом времени, кстати, народ все более начинал разбираться в теме, поэтому резко возросшая консультативная нагрузка постепенно сошла на нет.

***

В целом, это, наверное, самые серьезные минусы, которые привнесла в нашу работу пандемия. При этом есть и вполне себе весомые плюсы: меньше времени тратится на подготовку и чтение лекций (нет необходимости ждать, пока все дойдут до аудитории и сядут на места), нет нужды тратить время на транспорт и дорогу до Университета (а это возможность как мне, так и студентам лишний час поспать до первой пары). Также, если кафедра выбрала возможность предварительной записи лекций, то их можно записать сразу скопом на выходных в удобное время, освобождая время под творческую работу на неделе. Могу сказать, что те, кто не был привлечен по технической части, в эти месяцы хорошо воспользовались свободным временем в творческом плане и настрогали книг, учебных пособий и статей с хорошим запасом на месяцы вперед.

Учиться в такой обстановке оказывается для многих куда проще, чем в душной аудитории. Правда, не всем хватает самодисциплины не отвлекаться на мобильник, телевизор и игры.
Учиться в такой обстановке оказывается для многих куда проще, чем в душной аудитории. Правда, не всем хватает самодисциплины не отвлекаться на мобильник, телевизор и игры.

Теперь самое главное – новый учебный год. Самой распространенной является теория, что удаленка никуда не денется, и начало следующего года точно будет проходить в таком формате. С этим есть определенная сложность, так как осенний семестр будет более чувствителен к такого рода изменениям. Если весной у нас нет новых студентов, которых мы ранее не видели, то в сентябре придут совершенно новые лица, которых не мешало бы узнать. Это почти наверняка повлечет проседания по успеваемости, да и вовлечь новых студентов в учебный процесс будет значительно тяжелее. В этой связи абитуриентам 2020-ого года необходимо серьезно подойти к вопросу организации собственного обучения и вливания в факультетскую жизнь. В какой-то степени она стала доступнее, но конкретно для новых лиц быть осведомленным о происходящем становится куда сложнее. Есть куча административных мелочей, о которых нужно знать, поэтому в начале обучения придется поднапрячься.

Дети, кстати, крайне хорошо адаптировались к новым условиям. Главный фактор - наличие компьютера и интернета, в остальном у подростков и детей проблем с удаленкой не возникло.
Дети, кстати, крайне хорошо адаптировались к новым условиям. Главный фактор - наличие компьютера и интернета, в остальном у подростков и детей проблем с удаленкой не возникло.

Тем не менее, многие специалисты по вопросам образования (да-да, есть и такое направление в науке) публикуют статьи с новыми реалиями высшего и школьного образования, анализируя все возможные параметры. И, если коротко, то очень большая их часть уверена в том, что элементы удаленного обучения вполне успешно прошли испытание «огнем» и навсегда теперь войдут в обойму инструментов университетского преподавания. Например, формат интернет-конференции оказался крайне удачным для организации всяческих научных мероприятий и круглых столов – значительно удобнее пригласить условного именитого гарвардского профессора на 15 минут выступить по Zoom, чем обговаривать его гонорар, оплачивать 5-тизвездочную гостиницу и дорогущие билеты из США ради одного выступления на конференции. При таком раскладе ему и самому проще согласиться на первый вариант и потратить 15 минут своего дефицитного времени, чем тратить на это дело несколько дней с учетом длительного перелета туда\обратно. В этом смысле договариваться с зарубежными коллегами стало куда проще, и как плюс теперь можно иметь постоянный пул своих зарубежных лекторов, которые могут раз или два в семестр читать лекции студентам. Раньше такое мероприятие выходило в копеечку (ибо З\П и запросы в той же Европе у преподавателей очень высокие), а теперь высока возможность договориться бартером, либо совсем «Pro bono».

Другой очевидный, казалось бы, плюс – возможность не зачитывать лекции вживую. Формат лекций «в офлайне» объективно устарел – нет никакого смысла собирать 100-150 человек с потока в одной душной аудитории и требовать от всех внимания. Удержать это самое внимание у всех 150-ти человек почти нереально, поэтому редко когда преподаватель может проводить лекцию в спокойной обстановке. Даже если 30-40 человек из этой аудитории начнут шептать, будет стоять крайне неприятный гул. Поэтому только логичным представляется запись лекции «в онлайн», после чего студенты знакомятся с материалом сами. Плюсы очевидны – 1 раз записать лекцию проще, чем повторять ее вживую каждый год. И студентам прослушать 1,5 часа лекции удобнее в комфортной обстановке с кружкой чая в руке и на диване, нежели чем на неудобных университетских сидушках типа «привет ранний геморрой». Те, кто не хотят слушать лекцию, не воспримут ее при любых обстоятельствах, поэтому проблем тут выше обычного не предвидится. А вот семинары желательно все-таки вести лицом к лицу со студентами, фактор личного присутствия тут просто необходим, особенно на первых занятиях с незнакомой группой.

Если интересны реалии преподавания в ВУЗ-е, подписывайтесь на канал и пишите комментарии! Именно по ним я узнаю, что тема «зашла», и пишу больше постов по ней!