Найти в Дзене

Как рождается революция?

Пролистывая учебники истории в попытках понять и разобраться в прошлом, ловишь себя на мысли, а в чем собственно дело, что же тогда пошло не так?

Возьмем книгу истории Отечества, откроем на нужных страницах с описанием революций. Вот взгляд устремляется в прошлое и перед нами вырастает могущественная Российская империя. Государство – мечта (для определенной части современного общества). Гордо занимая добрую часть Евразии, Российская империя производила впечатление благополучной и цветущей страны. Прекрасная столица Санкт-Петербург была олицетворением европейского духа империи. По улочкам которой бродили достопочтенные дамы и господа непомысляющие о революциях. Приятная картина.

Виды Российской империи. С.М. Прокудин-Горский. Группа участников ж.д. постройки. [Остров Попов.] 1916 год. Фото с сайта www.prokudin-gorskiy.ru
Виды Российской империи. С.М. Прокудин-Горский. Группа участников ж.д. постройки. [Остров Попов.] 1916 год. Фото с сайта www.prokudin-gorskiy.ru
Виды Российской империи. С. М. Прокудин-Горский. Кирилло-Белозерский монастырь. 1909 год. Фото с сайта www.prokudin-gorskiy.ru
Виды Российской империи. С. М. Прокудин-Горский. Кирилло-Белозерский монастырь. 1909 год. Фото с сайта www.prokudin-gorskiy.ru
Виды Российской империи. С.М. Прокудин-Горский. Пригород г. Перми "Разгуляй". Фото с сайта www.prokudin-gorskiy.ru
Виды Российской империи. С.М. Прокудин-Горский. Пригород г. Перми "Разгуляй". Фото с сайта www.prokudin-gorskiy.ru

Но к началу ХХ века, да и во второй половине XIX века, эта живописнейшая картина имперского благоденствия превратилась в фасад. Подобно плотине этот образ имперского благоденствия заслонял собой общество, сдерживающее в себе растущее недовольство. Подобно воде начинающей рушить обветшавшую плотину, общество начнет рушить свою империю, просачиваясь сквозь потрескавшийся фасад имперского всемогущества. Народное недовольство и рефлексия сметет империю, а народ окунется с головой в строительство нового государства.

Россия начала вынашивать свою революцию задолго до 1917 или 1905 года.

Как минимум, на взгляд автора, страна начала выращивать революцию в себе с отмены крепостного права. Именно тогда начался процесс противопоставления государства и общества. Крестьянская реформа 1861 года могла стать для России шансом на избавление от многовекового крестьянского рабства, реформа могла открыть возможность социальной модернизации в обществе, но стала очередным упущенным шансом. Реформа стала половинчатой, она не удовлетворила крестьян и помещиков.

«Порвалась цепь великая,
Порвалась — расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..»

Б.М. Кустодиев. Чтение манифеста. 1909 г. Нижегородский государственный художественный музей. Изображение из открытых источников
Б.М. Кустодиев. Чтение манифеста. 1909 г. Нижегородский государственный художественный музей. Изображение из открытых источников

Так эту ситуацию описывал Н.А. Некрасов. Вообще литература того времени полна размышлений о будущем страны и пониманием, что так жить больше нельзя. Но вернемся к отечественному крестьянину второй половины XIX века. Он как был зависимым, так и остался, единственной разницей было то, что теперь его не могли продать. Не завершенность реформ и их дальнейший откат только обостряли противоречия между властью и обществом. Начнут появляться разного толка идеи обещающие обществу перемен. Начнутся хождения в народ, а методом политической борьбы вскоре станет терроризм. Начнется настоящая охота на разнообразных царских «шишек» и «шишечек», вскоре от рук террористов погибнет и сам Александр II, получивший прозвище «освободитель».

После этого реакция не заставит себя долго ждать, следующий император будет проводить политику, которая в истории получит название «контрреформ». Возможно, во время правления Александра III Россия окончательно и бесповоротно прошла точку невозврата и взошла на уготовленный ей будущей революцией эшафот.

С началом ХХ века империя стремительно приближалась к своему краху. Вдобавок ко всему гибель империи приблизят маленькая не победоносная война с Японией, революция 1905-1907 гг. и Первая Мировая война.

Е.И. Дешалыт, Диорама "Штурм Зимнего дворца". 1957 г. Музей современной истории России. Изображение из открытых источников
Е.И. Дешалыт, Диорама "Штурм Зимнего дворца". 1957 г. Музей современной истории России. Изображение из открытых источников

Так с чего же начинаются революции?

Видимо, революции начинаются с мысли, с осознания отсутствия исторических перспектив. С понимания того, что нет хорошего царя-батюшки, разбивающего лоб в молитвах о благоденствии собственного народа. Нет его!

Царь такой же, как и его бояре, они одно целое и не может быть в его окружении отличных от него, от слова совсем. И главная задача всех этих власть имущих особ обеспечить свое благо, которое создается людьми, подданными, а подданные ресурс, получающий за свои труды жалкие крохи. Вот тогда и приходит ощущение чуждости своего царя, и начинает расти революция и питают ее далеко не чужеземные правительства, а свое собственное, подкармливая революцию различными геополитическими авантюрами и внутриполитическими деяниями.

Мысль рождает революцию, ее движет и завершает, она меняет сознание стран, перекраивает карты и меняет изгиб линии жизни всего мира.

Одно до конца не понятно, почему всех этих потрясений нельзя избежать. Ведь революции всегда несут кровь, насилие и крах. Крах надежд, планов и множества жизней.

Российские революции 1917 года яркий тому пример. Да, когда-то потом все наладится, жизнь станет спокойнее и сытнее, но все что предшествует этому превратит жизнь в сплошной ад. Впору вспомнить классика, который описывал историю не как учительницу, а как надзирательницу, жестоко наказывающую за невыученный урок…