Пролистывая учебники истории в попытках понять и разобраться в прошлом, ловишь себя на мысли, а в чем собственно дело, что же тогда пошло не так?
Возьмем книгу истории Отечества, откроем на нужных страницах с описанием революций. Вот взгляд устремляется в прошлое и перед нами вырастает могущественная Российская империя. Государство – мечта (для определенной части современного общества). Гордо занимая добрую часть Евразии, Российская империя производила впечатление благополучной и цветущей страны. Прекрасная столица Санкт-Петербург была олицетворением европейского духа империи. По улочкам которой бродили достопочтенные дамы и господа непомысляющие о революциях. Приятная картина.
Но к началу ХХ века, да и во второй половине XIX века, эта живописнейшая картина имперского благоденствия превратилась в фасад. Подобно плотине этот образ имперского благоденствия заслонял собой общество, сдерживающее в себе растущее недовольство. Подобно воде начинающей рушить обветшавшую плотину, общество начнет рушить свою империю, просачиваясь сквозь потрескавшийся фасад имперского всемогущества. Народное недовольство и рефлексия сметет империю, а народ окунется с головой в строительство нового государства.
Россия начала вынашивать свою революцию задолго до 1917 или 1905 года.
Как минимум, на взгляд автора, страна начала выращивать революцию в себе с отмены крепостного права. Именно тогда начался процесс противопоставления государства и общества. Крестьянская реформа 1861 года могла стать для России шансом на избавление от многовекового крестьянского рабства, реформа могла открыть возможность социальной модернизации в обществе, но стала очередным упущенным шансом. Реформа стала половинчатой, она не удовлетворила крестьян и помещиков.
«Порвалась цепь великая,
Порвалась — расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..»
Так эту ситуацию описывал Н.А. Некрасов. Вообще литература того времени полна размышлений о будущем страны и пониманием, что так жить больше нельзя. Но вернемся к отечественному крестьянину второй половины XIX века. Он как был зависимым, так и остался, единственной разницей было то, что теперь его не могли продать. Не завершенность реформ и их дальнейший откат только обостряли противоречия между властью и обществом. Начнут появляться разного толка идеи обещающие обществу перемен. Начнутся хождения в народ, а методом политической борьбы вскоре станет терроризм. Начнется настоящая охота на разнообразных царских «шишек» и «шишечек», вскоре от рук террористов погибнет и сам Александр II, получивший прозвище «освободитель».
После этого реакция не заставит себя долго ждать, следующий император будет проводить политику, которая в истории получит название «контрреформ». Возможно, во время правления Александра III Россия окончательно и бесповоротно прошла точку невозврата и взошла на уготовленный ей будущей революцией эшафот.
С началом ХХ века империя стремительно приближалась к своему краху. Вдобавок ко всему гибель империи приблизят маленькая не победоносная война с Японией, революция 1905-1907 гг. и Первая Мировая война.
Так с чего же начинаются революции?
Видимо, революции начинаются с мысли, с осознания отсутствия исторических перспектив. С понимания того, что нет хорошего царя-батюшки, разбивающего лоб в молитвах о благоденствии собственного народа. Нет его!
Царь такой же, как и его бояре, они одно целое и не может быть в его окружении отличных от него, от слова совсем. И главная задача всех этих власть имущих особ обеспечить свое благо, которое создается людьми, подданными, а подданные ресурс, получающий за свои труды жалкие крохи. Вот тогда и приходит ощущение чуждости своего царя, и начинает расти революция и питают ее далеко не чужеземные правительства, а свое собственное, подкармливая революцию различными геополитическими авантюрами и внутриполитическими деяниями.
Мысль рождает революцию, ее движет и завершает, она меняет сознание стран, перекраивает карты и меняет изгиб линии жизни всего мира.
Одно до конца не понятно, почему всех этих потрясений нельзя избежать. Ведь революции всегда несут кровь, насилие и крах. Крах надежд, планов и множества жизней.
Российские революции 1917 года яркий тому пример. Да, когда-то потом все наладится, жизнь станет спокойнее и сытнее, но все что предшествует этому превратит жизнь в сплошной ад. Впору вспомнить классика, который описывал историю не как учительницу, а как надзирательницу, жестоко наказывающую за невыученный урок…