Глоссофобия — это научный термин, который обозначает один из самых распространенных видов страха — страх публичных выступлений (страх сцены). По статистике глоссофобия опережает не только страх высоты или темноты, но и страх смерти.
Кто-то даже выдвинул фразу, что мы выступаем перед публикой часто, а умираем лишь раз. Это перефразировка цитаты из трагедии "Цезарь" Уияльма Шекспира: "Трус и до смерти часто умирает; Но смерть лишь раз изведывает храбрый".
У многих людей при публичных выступлениях (особенно в детстве) дрожат колени, стучат зубы,появляется боязнь забыть слова, запнуться, ошибиться.
Что же делать в таких ситуациях?
- Мысленно поддержите себя: убедите себя в том, что никто не представит вашу работу перед публикой лучше, чем вы сам.
- Настройтесь на то, чтобы удивить публику и тем самым показать себя.
- Страх позора и саморазочарования послужит для вас неким "пинком", так как зачастую боятся не самих публичных выступлений или публики, а именно "провала" на публике.
- Представьте, что будет, если вы сможете показать себя и выйграть.
- Следите за удачными выступлениями других людей, обращаю внимание на их движение глаз, их жестикуляцию.
Когда человек находится в состоянии тревоги и страха, в физиологическом плане происходит много реакций: надпочечники вырабатывают гормоны стресса, учащается сердцебиение, поднимается уровень адреналина в крови и артериальное давление.
Во время опасности животным хочется убежать, спрятаться, но в случае надобности, они готовы защищаться. Этим и схожи животные инстинкты и состояние человека при публичном выступлении - повышенная нервозность.
Что вам нужно для удачного выступления?
1) Эффективное начало: Вы должны "разбудить" слушателей, заинтересовать их.
2) Правило "Трёх": в большинстве случаем человеку нужно услышать информацию три раза, чтобы он её запомнил. Нужно сообщить аудитории то, что им предстоит услышать в самом начале своего выступления, повторно озвучить мысль во второй части речи и процитировать её в завершении.
Правило "Трёх" - "секрет" многих ораторов
3) Сделать выступление зримым: плакаты, таблицы, презентации, фильмы и т.п. подключат зрительную память. Будьте уверены: в таком случае не запомнить что-то будет довольно сложно.
4) Голос: выразительный, дружелюбный тон, позитивные жесты, улыбка, естественная поза привлекут внимание и интерес слушателя не меньше, чем визуальная составляющая.
Помимо тона, также следите за интонацией: ни в коем случае нельзя кричать, но монотонность тоже не приведет ни к чему хорошему. Если хотите привлечь внимание - говорите медленно, весемо, тихо и многозначно. Не стоит забывать и про скорость речи.
5) Разбавление: если того позволяет ваша тема, добавьте в свою речь юмора( но не переусердствуйте), известных цитат.
6) Завершение речи должно включать в себя:
- обзор основных моментов;
- обращение к слушателям;
- цитату, анекдот или историю( если позволяется);
- благодарность.
Вы должны не просто заставить себя слушать, но и не "отпугнуть" слушателей. Зрительный контакт, расслабленность и естественность поспособствуют вашей связи с аудиторией.
Ничего не бойтесь. Всё можно пройти, всё можно преодолеть. Главное - желание. Всё зависит только от вас.