Найти тему
Кино-Панк

Эти эффекты придумали 100 лет назад, но они до сих пор используются в кино

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»
Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»

Киноэкспрессионизм, зародившийся в межвоенное, тяжелое для Германии время, стал коротким, но очень значимым для мирового кинематографа периодом. Выплескивая свои эмоции на экран, режиссеры эпохи киноэкспрессионизма прибегали к экспериментальным методам, которые впоследствии изменили подход к съемкам во всем мире. Субъективная камера, нарочито крупные планы, монтаж, игра света и тени – это лишь некоторые визуальные приемы, пришедшие в мировое кино из киноэкспрессионистких картин.

Светотень

Кадр из фильма «Метрополис»
Кадр из фильма «Метрополис»

Кьяроску́ро (от итал. chiaroscuro – светотень) – термин, обозначающий контрастную игру света и тени. Зародился этот прием в живописи, откуда уже потом пришел на экраны. Для режиссеров эпохи киноэкспрессионизма свет – один из главных героев их картин. С помощью освещения они создавали необходимую сюрреалистическую атмосферу, в буквальном смысле высвечивая главное, а все незначительное оставляя в тени. Свет акцентировал внимание на значимых деталях, помогая тем самым выразить режиссерский замысел. Так, в грандиозном «Метрополисе» Фрица Ланга главная героиня Мария остается в какой-то момент в полной темноте, держа в руках горящую свечу, тем самым становясь символом неугасающей веры в любовь и единство. На протяжении всей картины за Марией следует свет: огонек ли это свечи или же ослепляющий фонарь – главный положительный образ фильма всегда остается освещенным.

Кадр из фильма «Голем»
Кадр из фильма «Голем»

Высвечивая отдельные элементы своих фильмов, творцы киноэкспрессионизма не забывают и о использовании теней. Сгущающаяся темнота погружает зрителей в мир внутренних переживаний, тревог, страхов героев. Тень порождает все пугающее, безумное, мистическое – так в «Големе» все погружается в темноту в сцене создания глиняного монстра. В той же непроглядной тьме остается и потерявший работу швейцар в «Последнем человеке».

Субъективная камера

Кадр из фильма «Последний человек»
Кадр из фильма «Последний человек»

Эпоха киноэкспрессионизма стала настоящим прорывом для операторской работы. Камера теперь не только запечатляла на пленку те или иные эпизоды – она стала настоящим действующим лицом фильма. Чтобы глубже погрузится во внутреннее состояние героев, зрители должны были видеть мир их глазами, и для достижения этого режиссеры исхитрялись, как могли. Камера ездила на велосипеде, крепилась к специальной тележке, тряслась, крутилась, наезжала на героев – операторы делали все, для того чтобы ярче передать эмоции персонажей. Чего стоит сцена из «Последнего человека», в которой камера шатается вслед за напившимся главным героем. Для съемок «Последнего человека» был создан прототип операторской тележки, современные аналоги которой можно увидеть на каждой съемочной площадке.

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»
Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»

Помимо подвижной камеры, режиссеры-экспрессионисты активно использовали нестандартные ракурсы и углы съемки: благодаря этому они добивались еще большего искажения реальности в своих картинах. Акцент на и без того экзальтированной игре актеров делался с помощью нарочито крупных планов. Так, «Метрополис» наполнен кадрами, в которых зритель видит лишь лица персонажей, что в сочетании с выразительной мимикой актеров создает ошеломляющий эффект.

Монтаж

Не обошлись экспрессионистские картины и без необычного подхода к монтажу. Работая над уже отснятым материалом, режиссеры использовали негативы пленки, рисовали поверх нее, намеренно засвечивали определенные эпизоды. Фильмы впервые выходили за рамки черно-белых красок – так, в «Големе» черный контрастирует с зелеными, голубыми, желтыми тонами.

Кадр из фильма «Метрополис»
Кадр из фильма «Метрополис»

Яркий пример всех монтажных достижений тех времен – все тот же «Метрополис» Фрица Ланга, в котором мир будущего показан через призму множества спецэффектов. В процессе создания картины использовалась и покадровая анимация, и метод множественной экспозиции, и съемка при помощи зеркал – все это позволило Лангу воплотить на экране масштабную антиутопию. Отдельного внимания заслуживает сцена танца Лже-Марии, в которой применен убыстренный монтаж: зритель видит то изгибающуюся робота-искусительницу, то одурманенные лица мужчин. Стремительно сменяющиеся кадры, дополненные ритмичной музыкой, оказывают поистине гипнотический эффект. Использован в «Метрополисе» и прием коллажа, позволяющий зрителю видеть одновременно обезумевшие лица людей и призывающую их к мятежу Лже-Марию. Такое множество приемов сделало «Метрополис» настоящим образцом научной фантастики задолго до появления компьютерной графики.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

В фильмах эпохи немецкого экспрессионизма, каждый визуальный прием использован не просто для красоты картинки, это полноценный художественный жест, наполненный определенным смыслом. Готовность режиссеров-экспрессионистов выходить за рамки, экспериментировать, создавать новое навсегда изменила подход к съемкам. Многие методы, ставшие уже привычными для современного кинематографа, впервые были использованы как раз в период расцвета экспрессионизма. Фильмами той эпохи вдохновляются Ридли Скотт, Тим Бертон, Гильермо дель Торо, наполняя свои картины игрой светотени и удивительными ракурсами. Но, главное, за что можно поблагодарить режиссеров, творивших в направлении экспрессионизма, это их бесстрашие и способность выйти за пределы обыденного, которые позволяли им создавать на экране особый, не имеющий ничего общего с реальностью, мир.