Как много людей, рассуждающих о хорошем звуке, которые на самом деле ни разу в жизни его не слышали. Ни разу в жизни не слышали звучания реальных живых инструментов, реального оркестра. Не чувствовали, что в этой музыкальной картине заложено, что какое действо в ней происходит. Что музыка когда её воспроизводят, то именно она, играет на всей этой аудиотехнике. Весь их звуковой опыт заключается в прослушивании смартфона и мультимедийных колонок компьютера. Поэтому все, что звучит чуть лучше, они совершенно искренне называют хорошим звуком. Или то, про что прочитали в рекламном журнале.
И главное, чтобы звук был красивым, чтобы он нравился, звук, а как любят слушать? Высокие, низкие, какой большой бас, как бас громко качает, вот и всё, то, что остаётся от музыки. Далеко ходить даже не надо, достаточно первый автомобиль повстречать, и разнесётся то что так нравится, цель звука - нагудеть побольше, громко проорать или у многих соседи включают, а гул по всему дому стоит, в том числе и у слушателя. Ну что сделаешь, красиво зато, но что он там сам слышит? Так и появилось понятие «хороший звук» у каждого свой. А где музыка? Где она обитает? Уже человечество столько времени потратило именно на качественную запись, качественное воспроизведение, а итог? Разве этого хотели получить изобретатели, создатели?
Есть так же, понятия «хорошая еда», «хорошая выпивка» или «хороший секс». Поэтому действительно, можно вроде как и такое же отношение и к системам воспроизведения отнести, мол что хочу, то и воспроизвожу.
Но самая главная ошибка именно закладывается здесь. Секс как и еду, каждый сам себе создаёт, у каждого найдётся и сотворец. И именно когда вы создаёте или творите с кем то, вы делаете именно то что хотите, то как вам нравится.
А музыка, которую воспроизводят, разве кто то из слушателей принимал участие в её творении? Она уже создана, она уже готова, в ней уже заложены смысл, чувства, краски звуков. Которые и нужно раскрывать. Максимально воспроизвести и воссоздать все нюансы записи, так же как музыка и создавалась и записалась! И здесь может и произойти соучастие слушателя с создателями музыки, через музыку. Слушать это тоже искусство-в данном случае это музицирование. Способность созерцать звуки, соединять их в картину звуков чувств музыки.
И поэтому правильный звук он не может быть у каждого свой! Все нюансы звуков, все правила и правда звуков уже записаны! И чем больше этих самых нюансов, чем точнее звуки будут воспроизводится, тем больше в красочном действе и сольётся слушатель. Тем больше слушателю будет понятен замысел музыкантов.
Вся аудио техника и создавалась и создаётся именно для этого-максимально точно воссоздать запись и передать атмосферу чувств, чтобы донести этот уже созданный звук в целости и сохранности до того слушателя, который не мог услышать этот звук в момент его возникновения. И именно в том виде, в каком этот звук был создан.
Ещё говорят о красивом звуке, не забывают упомянуть, о лампах как же они вносят особые «приятно звучащие» искажения. О каких то широкополосных динамиках, о винтаже (он уже высох, а доделка ведь возможна только на заводе изготовителе). И тем самым делают звук красивым. Так звук возможно и будет красивым, но картина то утеряна! Музыку красотой уже не создашь, потому что красота звука стала другой, не такой как задумывал композитор, а значит настоящее спряталось за искажениями. Смысл? Обманываться, что такой любитель ? Звуков?
Внесение же в звук изменений – это уже не звукозапись, это соавторство. Изменили звучание так, чтобы скрипка звучала только высокие ноты, а флейту просто убрать, а бас гитара одной нотой. Технически обработав фонограмму, можно изменить темп исполнения, транспонировать в другую тональность… А может быть и всю партитуру переделать? И вместо Бранденбургского концерта Баха в исполнении сифонического оркестра, мы услышим балаган в опере? Однако тогда будет нечестным писать на обложке диска «Бах». В таком случае честным будет написать: «Это был Бах до обработки и исполнения Васей».
Как-то из рассказов. На одном из Hi-End шоу проводилось «слепое» сравнение аппаратуры. Аудиоустройства устанавливались в помещения, закрытые непрозрачной для света, но прозрачной для звука завесой. Жюри, оценивающая звук, слышало, как звучит то или иное аудиоустройство, но не видело их, чтобы быть беспристрастным. Один из сетапов получил оценку: «звучание тусклое и неинтересное». Когда открыли занавес, увидели, что в помещении играет живой струнный квартет.
Как уже привыкли к приукрашенному «красивому» звуку, содержащему «красиво звучащие» искажения, что натуральный звук был забракован. Нужно ли нам такое?
Ведь инструменты создавались для музицирования, нанимались музыканты чтобы музицировать не играя. Потом появились записи. При воспроизведении которым добавляя искажений, не грамотными настройками, не правильным конструированием аудиосистем, теряется оригинал картины заложенной в записи. Все ноты сбиты, разбиты таким подходом. И как залог в успехе грамотной рекламой, продать не то что есть, а звуки потерявшие уже смысл, благодаря разным искажениям, а значит и потеряно само музицирование - способность созерцать чувства звуков музыки. Но музыка - цель всего создания-теряется.