Найти в Дзене
Moscow Meltdown

Ретроспектива: MARILLION - Made Again (1996)

Сегодня я бы хотел пообщаться с вами вот на какую тему: мне просто интересно, хоть кто-нибудь из нашего рок-сообщества замечал, какое именно влияние Marillion оказали не только на развитие современного прогрессивного рока (или нео-прога, как его иногда называют), но даже на альтернативную музыку? Слушая такие группы как Anathema, The Pineapple Thief, Gazpacho, Arena и даже Porcupine Tree (особенно начиная с альбома "Stupid Dream"), я невольно слышу в них ровно те же композиционные решения и аранжировочные элементы, что были присущи Marillion начиная с "Clutching At Straws". Поклонники этих групп могут сразу же взбрыкнуть и обругать меня распоследними словами, но давайте я сразу же уточню, что я отнюдь не отрицаю их оригинальности и самобытности - любая гениальная группа основывает своё творчество на достижениях своих кумиров. Те же самые Marillion исходно являлись духовными наследниками Genesis и лишь потом трансформировались в нечто абсолютно уникальное. Просто я считаю, что рассматриваемая нами группа является одной из самых недооценённых в мире - даже если отбросить в сторону тот факт, что они до сих пор делают просто невероятно красивую, умную и значимую музыку, нельзя отбрасывать в сторону их влияние на множество последующих коллективов. Послушайте "Seasons End" и "Brave" и только попробуйте сказать мне, что вы не слышите там того, чем прог стал на рубеже 20 и 21 веков. Тот же самый меланхоличный подход к написанию песен, те же структуры, та же манера гитарной подачи, - даже вокал иногда очень уж сильно ориентируется на Хогарта. Не хочу сказать лишнего, но даже в манере подачи Стивена Уилсона (опять же, особенно после альбома "Stupid Dream") я слышу вокальные фишки Стива. 

Недавно я слышал мнение, что если раннее творчество Marillion можно сравнить с Genesis, то более позднее очень много элементов заимствует у Pink Floyd. Начать стоит с того, что это более чем достойное сравнение, так как мало какие группы в мире могут приблизиться к Pink Floyd в плане эмоционального накала. Более того, в этом утверждении есть доля правды, особенно если обратить внимание на манеру гитарной игры Стива Ротери, - он определённо позаимствовал много фишек у господина Гилмора. Но, опять же... это не значит, что Marillion занимаются заимствованием и (окститесь!) плагиатом: просто, как я уже говорил выше, в разные периоды нашей жизни мы находимся под влияниями разных творческих источников. Даже я, когда начинал писать свою книгу, думал написать что-то в духе Дугласа Адамса, но потом идея заимствования разрослась в нечто абсолютно новое и непредсказуемое. Так же и тут: да, Marillion может и брали у Pink Floyd определённые вводные данные, но из них они слепили что-то своё, личное, узнаваемое. 

Тот же принцип можно применить и к моему первому абзацу: Anathema является абсолютно уникальной группой в плане звучания, но даже сам Дэниел Кавана не раз говорил в своих интервью, что именно Marillion оказали на него огромное влияние в вопросе музыкального развития.

Так что я предлагаю не умалять заслуг Marillion и наконец-то признать, что именно они положили начало новой волне прогрессивного рока в начале 21 века, дав ей не только нужный толчок, но и определённый вектор развития. Чёрт, вы меня простите, но я даже в современной инкарнации Katatonia отчётливо влияние Marillion слышу. И да, я понимаю, что скажут многие из вас - да он просто фанат, он просто выпячивает своих любимчиков, он просто притягивает свои суждения за уши. Но поверьте мне, когда я скажу, что я более чем рассудителен: я очень долго увлекаюсь прогрессивным роком, и отлично вижу перед собой кару его развития, где Marillion занимают одно из ведущих мест. И я не один такой: некоторое время назад журнал Prog Rock признал, что если бы не Marillion, то прог-рок бы, конечно, не исчез, но выглядел бы совсем иначе.

И это я ещё не начал говорить про альтернативный рок и такие коллективы как Radiohead... Но об этом мы, если не возражаете, пообщаемся чуть позже.

Послушать же я вам предлагаю просто сногсшибательный концертник "Made Again", записанный Marillion во время их туров в поддержку альбомов "Holidays In Eden", "Brave" и "Afraid Of Sunlight". Как и их прошлый лайв, "The Thieving Magpie", "Made Again" охватывает пятилетний рубеж истории группы и служит своеобразной точкой в очередном периоде истории группы. Если в прошлый раз из группы ушёл Фиш, но теперь Marillion покидали своё звукозаписывающий лейбл EMI... но об этом мы поговорим в следующий раз.