Поскольку это единственный известный случай гибели военного корабля фашисткой Германии в открытом море от боевого воздействия самолетами СССР, расскажу в этой статье об истории создании этого корабля, его не долгой службы в составе кriegsmarine и гибели.
История службы
Миноносец Т-18 (один из 9-ти построенных по типу 1937) являлся усовершенствованной версией миноносцев — лидеров ТКА типа 1935. По сравнению со своим предыдущим аналогом он имел более легкий корпус, меньшее число отсеков, чуть большую дальность плавания и усиленное вооружение, (в том числе усиленное ПВО). Технологичность постройки также была улучшена по сравнению с предшественниками. Корабль был заложен на верфи «Ф. Шихау» в Эльбинге 27 июля 1939 года, а спущен на воду 1 июня 1940 года, достроен на воде к 22 ноября 1941 года. До апреля 1942 года миноносец находился в балтийских водах, где проходил испытание и курс боевой подготовки. В мае-сентябре 1942 года Т-18 был приписан к торпедной школе. С сентября 1942 года по июнь 1943 года находился в водах Франции. Участвовал в сопровождении блокадопрорывателя «Висмар», прорвавшегося из Японии.
28 марта 1943 года «T-18» в составе миноносной эскадры находится в охранении блокадопрорывателя «Хималайя», но после обнаружения вражеской авиаразведкой корабли вернулись в порт. Начиная с 5 по 8 мая 1943 года «T-18» принимал участие в трех минно-заградительных операциях. После возвращения в Германию в июле 1943 года зачислен в состав торпедной школы.
С сентября 1943 по ноябрь 1943 года обеспечивал боевую подготовку подводного флота и был приписан к 23-й флотилии подводных лодок. В это время «T-18» базировался на Мемель (Клайпеду) и Данциг (Гданьск). С декабря 1943 по май 1944 года корабль прошел ремонт на верфи-строителе. После выхода из ремонта миноносец с июня по сентябрь 1944 года выполняет различные задачи в восточной Балтике и в Финском заливе.
Гибель
Утром 17-го сентября 1944 года миноносцы Т18, Т13 и Т20 двигались от Аландских островов в Таллинн для пополнения запасов топлива. В устье Финского залива отряд обнаружил эстонский куттер (маленький парусник) с беженцами из Эстонии, которые направлялись в нейтральную Швецию. Немцы остановили судно и начали его досмотр. Непосредственно осмотр проводил Т18, который пришвартовавшись к борту эстонца спустил шлюпку. Два других миноносца находились рядом, но командир флотилии, несмотря на то, что сам находился на Т18, не отдал им приказа занять позиции для прикрытия флагмана. Спустя 10 минут, после начала досмотра, ему пришлось пожалеть о своей беспечности — на горизонте показалась пара «бостонов» из 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ (бомбардировщик Бостон А-20), это были ст. лейтенант Борисов, который нес под фюзеляжем торпеду и лейтенант Пудов, который имел на борту две бомбы ФАБ-250. Миноносец Т20, находившийся на большом расстоянии впереди взял под обстрел торпедоносец Борисова, который сбросив торпеду на большом расстоянии, вынужден был отвернуть.
Самолет Пудова в это время устремился к Т18, третий немецкий миноносец Т13, находился за флагманом и ничем помочь ему не смог. Т18, мог рассчитывать только на мощь и меткость своей ПВО. Командир миноносца обер-лейтенант Майер-Абих, был опытным боевым офицером и выжидал, пока противник войдет в зону действия всех видов своей артиллерии, чтобы отразить атаку самолета «огневой завесой». Данный прием был стандартным в Кригсмарине и отрабатывался на учениях до автоматизма. И неизвестно чем бы закончилась эта дуэль самолета и корабля, если бы не случайность — стоявший на посту передачи сигналов кадет замешкался и не дернул ручки телеграфов передачи команд на артиллерийские посты.
Из оцепенения немецких зенитчиков вывел крик самого командира. Автоматические пушки обрушили шквал огня в сторону летящего им навстречу бомбардировщику, но было уже поздно и Пудов с расстояния 150-200м прицельно сбросил две своих 250-килограммовых бомбы в борт Т18. Время было 07.08. Так как в последующие 30-40 секунд ничего не произошло, Майер-Абих подумал, что бомбы прошли навылет, но тут последовал внезапный взрыв в районе котельного отделения, корабль разломился и через 7 минут обе половинки ушли на дно. С воды было подобрано 98 человек, включая командиров корабля и флотилии и эстонского беженца, находившегося на борту в момент атаки. 30 немецких моряков, в основном машинисты и зенитчики погибли с кораблем.