Найти тему
Журнал МУЗилка

Фолк-металл на немецком. Группа «Feuerschwanz» и их новый альбом «Das Elfte Gebot»

На днях ехал на дачу в автобусе и в списке новых релизов ВКонтакте обнаружил альбом немецкой команды «Feuerschwanz». Жанр был обозначен как фолк-металл. Поют ребята на немецком языке. Те, кто читает меня, наверное, уже поняли, что и к данному музыкальному направлению, и к группам, поющим на своих родных языках, я проявляю определенный интерес. Решил ознакомиться, и услышанное показалось мне любопытным. Честно говоря, я даже немного пожалел, что не знал о них ранее. Группа достаточно известная, и по меркам своего жанра уже не молодая. Коллектив существует 16 лет. Пластинка «Das Elfte Gebot», которая попалась мне случайно – девятая в их дискографии. Я в меру возможности покопался в их творчестве, но мои впечатления, изложенные в данной статье, будут не полны и субъективны. Конечно, у тех, кто следит за группой с самого начала их творчества, будет, возможно, совершенно другой взгляд на их новый альбом и на творчество в целом. Прошу отнестись к этому с пониманием.

В мире металла, где «общепризнанной нормой» является пение по-английски, немецкому языку повезло больше, чем многим другим. Немцы на своём языке поют достаточно часто, да и самая известная в мире неанглоязычная группа как раз представляет Германию. Не трудно догадаться, что я про «Rammstein». Упоминание «Рамов» в этой статье кому-то может показаться не очень уместным, ведь группа, о которой идет речь, имеет с ней мало общего, практически ничего кроме страны происхождения и языка. Действительно, фолк-метал – это другая тусовка, а «Feuerschwanz» - одна из тех групп, которые «прикалываются» на теме средневековья. Таких коллективов в металл-музыке достаточно много, но этим музыкантам удалось найти «свою нишу» и ракурс подачи. В их случае употребленное слово «прикалываться» можно понимать в прямом смысле, но об этом чуть ниже.

-2

Между «Rammstein» и Feuerschwanz всё же есть общая черта, которая не лежит на поверхности и услышалась при ознакомлении с пластинкой «Das Elfte Gebot». Это пристрастие к популяризации тяжелой музыки. Когда-то очень давно мне попалось на глаза высказывание участников «Rammstein» о том, что они в своей музыке стремятся совместить не совместимое – поп и металл. Ровно такое же ощущение было у меня, когда я начал слушать новый альбом фолк металлических немцев. Их композиции отличаются яркими, запоминающимися мелодиями, которые легко «ложатся на ухо». Например, стартовая композиция альбома отличается яркой припевной частью и мелодикой, которая подошла бы для поп музыки.

Местами вообще создавалось ощущение, что если трек «Meister der Minn» и некоторые другие фрагменты альбома представить в другой аранжировке, убрать характерные тяжелые рифы и свойственные жанру атмосферность и эпичность, а характерный хрипловатый вокал заменить на новомодную «фирменную» манеру – то получится добротный поп-хит. Однако, не спешите кидаться тапками. Это само по себе вовсе даже не плохо, и речь идет не об «откровенном заигрывании с попсой», а об «органичном облике металл-мейнстрима». Группа делает простую для восприятия, но достаточно многомерную и разнообразную по своей структуре музыку.

Музыканты из «Feuerschwanz» – очень хорошие мелодисты и демонстрируют своё умение во всей красе. Запоминающаяся, яркая мелодия – это всегда плюс, важно как она оформлена в «теле» композиции. И здесь музыканты сделали всё очень грамотно: органично сочетается «металлическая жесткость» и «фольклорная легкость», создается соответствующая атмосфера.

Аранжировки треков разнообразны, общее позитивное настроение музыки сочетается с атмосферой «эпической саги».В некоторых композициях группа прибегает даже к оркестровкам, гранича с симфоником.

Именно удачное сочетание тяжелого и достаточно самобытного звучания с умелым «популяризаторством», скорее всего, и цепляет в их музыке. Таковы были первые впечатления, которые уточнились при более внимательном знакомстве с коллективом.

Позволю себе ещё одно спорное суждение, основанное на первом субъективном впечатлении от релиза «Das Elfte Gebot». В своих статьях о музыке данного направления я, как правило, чередую определения «фолк-металл» и «тяжелый фолк», фактически уравнивая их и употребляя как синонимы. Первые треки рассматриваемой пластинки навели меня на мысль, что я, возможно, делал неправильно, ведь группа явила мне разницу между этими понятиями, в фолк-металле ключевым словом является МЕТАЛЛ, а в тяжелом фолке ФОЛК. Так вот, с первых произведений я услышал именно добротный, хорошо выстроенный и достаточно жесткий металл, обрамленный «этно-эпическим» ореолом и атмосферой, вкраплениями фольклорных мотивов. Металлическая составляющая явно превалировала, не хватало той «разудалости», которая характерна для музыки, где как раз фолк одевается в «тяжелые металлические одежды», а не наоборот. Впечатление, что передо мной именно металлисты, которые умело и органично используют фольклорную компоненту для обрамления свой музыки, утвердило и наличие бонусов. Второй диск, служащий приложением к пластинке, состоит из кавер-версий на композиции видных представителей тяжелой музыки. Здесь и легенды, и современные «звезды» жанра. Таким образом коллектив как бы отдает дань коллегам и показывают свою принадлежность к металл-тусовке.

Однако, при более глубоком ознакомлении с творческой парадигмой и концептуальными особенностями коллектива, я понял, что с такими выводами, я мягко говоря, погорячился. Группа произрастает как раз из «фолк-эстетики» и из соответствующей тусовки, более того в «ранних» публикациях они рассматриваются скорее в контексте фолк-рока, нежели металла. В первых альбомах материал фольклорный и аутентичный, с тем самым «задором», свойственным тяжелому фолку и комедийной «веселостью». Примером может служить заглавный трек их самого известного 2009 года.

Немаловажным для понимания творчества коллектива и места обсуждаемого релиза в их творческом наследии являются и концептуальные основы группы, сложившиеся в самом начале их творческого пути. Группа изначально построена на концепте «пародийности», музыкальные критики открыто называли группу «комедиантами». Ещё в 2000 году будущий лидер коллектива, играя в то время в немецкой фолк-группе «The Merlons», подумал о том, почему музыку воспринимают слишком серьёзно. Так, в 2004 году собрался коллектив из пяти парней и девушки, которые подошли к популярной теме и музыкальному жанру с позиции юмора. Музыканты придумали легенду и создали вокруг себя особый ареол, представ перед слушателями «немецкими рыцарями» из 1223 года. Они сами характеризуют свой жанр как «комедийный фолк-рок с секретными ингредиентами». Их творчество – это своего рода проявление «игровой» и «смеховой» культуры в пространстве тяжелой музыки. Знай я это в тот момент, когда впервые включил их пластинку, возможно, у меня от неё были бы другие впечатления, так как при первом прослушивании «пародийности» совершенно незаметно. Здесь можно отметить два момента. Во первых, работая на почве «прикола», ребята очень искусно спасли свой облик, ведь подлинный юмор ценен тогда, когда побуждает воспринимать себя на полном серьёзе. Это высший пилотаж. Во-вторых, девятая пластинка «Das Elfte Gebot» несколько выделяется на фоне всего предыдущего творчества и содержит в себе куда меньше комического. По признанию самих музыкантов, этот иск более тяжелый по звучанию и более открытый» по содержанию. На этой пластинке они не играют роли, а транслируют тот посыл, который идет от сердца. Это объясняет и музыкальные особенности, и наличие бонусов. Характерные черты творчества коллектива никуда не делись, это всё тот же гедонистический медиевал-фолк-металл, но уже более открытый и глубокий, а потому более цепляющий.

Новый альбом целиком

На удивление, материалов о группе не так уж и много, и большинство из них датируются рубежом первого-второго десятилетия XXI века. Тогда фолк-металл и фолк-рок переживали своеобразный «рассвет», коллектив вызывал интерес в том числе и в России. Команда приезжала в нашу страну с гастролями, давала интервью. Были ли они в нашей стране в последующие годы, мне выяснить не удалось. Скудность информации и свежих сведений в русскоязычном интернете я объяснил для себя тем, что группа является «немецкой до мозга костей». Даже в созданном их русскими поклонниками сообществе ВКонтакте чередуются посты на русском и немецком языках. Приверженность родному языку – принципиальная позиция начального этапа творчества. Хотя в интервью десятилетней давности музыканты обещали российскому корреспонденту обратить внимание на другие языки, в том числе и на русский и, конечно, на «всепоглощающий» инглиш. В своих песнях они используют английские слова и фрагменты, однако петь продолжают на немецком.

Заглавный трек альбома 2016 года.

Интересный коллектив, играющий тяжелую музыку, которая вполне может быть замечена и оценена более широкой аудиторией. Выпустив новый альбом, музыканты анонсировали тур в его поддержку, который состоится в 2021 году.

Обзор имеет нейтральный характер и отражает позицию автора и его взгляд на творчество группы. Материал написан в ознакомительных целях, не содержит исчерпывающей информации и не претендует на истину последней инстанции.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошую музыку и помните, что её восприятия всегда субъективно.