Ровно 23 года назад 7 июля 1997 года вышел пятый студийный альбом шотландской рок-группы Primal Scream "Vanishing Point", ставшим важнейшей психоделической записью второй половины 1990х. Но обо всём по порядку.
Для начала, немного истории. В конце 80х, шотландцы Primal Scream были маловыдающейся группой, играющей средней руки ретро-рок, запечатлённый на альбомах "Sonic Flower Groove" (1987) и "Primal Scream" (1989). Но случился мощный прорыв. На гребне популярности танцевальной культуры, музыканты объединили свои усилия с продюсером Andrew Weatherall и электронным дуэтом The Orb и записали альбом "Screamadelica" (1991). Смешав мелодичный рок 60х-70х и acid-house, парни совершили революцию в музыке и стали мировой известностью.
В 1994 году Primal Scream записали неожиданно другой альбом и скоро это станет для них привычным делом, практически фирменной фишкой. "Give Out But Don't Give Up" выдержан в ключе традиционного рок'н'ролла, в духе записей The Rolling Stones середины 1970х. Никаких танцевальных битов, электроники и всего того, чем прославился альбом "Screamadelica".
Очнувшись от рок'н'ролльного угара и масштабного тура в поддержку "Give Out But Don't Give Up", Primal Scream оказались перед опасностью потерять свою хип-аудиторию, приобретённую благодаря популярности "Screamadelica". Музыканты вновь обратились к старому другу продюсеру Andrew Weatherall, а тот в свою очередь позвал коллегу из Лондона Brendan Lynch и закипела работа над новым материалом.
Primal Scream вернулись к психоделике альбома "Screamadelica", но с учётом того что на дворе был 1997 год и альбом "Vanishing Point" вышел мрачным трипом, наполненным умопомрачительными ритмами и кинематографическиой атмосферой. Чувствуется влияние таких жанров, как даб, эмбиент, техно и краутрок, а также музыки из шпионских фильмов, британского южного соула и таких групп, как The Rolling Stones, Motörhead, Can и The Stooges. А появление в составе группы бывшего басиста The Stone Roses Мани, придал их музыке фанковую основу, которой раньше не хватало.
Инструментальные композиции такие , как "Kowalski", "Get Duffy", "If They Move, Kill 'Em" и "Trainspotting", иллюстрируют, что группа все еще способна создавать экзотические, полностью завораживающие звуки, что делает "Vanishing Point" замечательным возвращением и самым важным психоделическим событием второй половины 1990х. Primal Scream всегда любили и любят исполнять каверы и потому не удивительно, что на альбоме появилась песня Motörhead с одноимённым названием.
Бобби Гиллеспи сказал, что альбом вдохновлен фильмом 1971 года "Vanishing Point" и назван в его честь, особенно песня "Kowalski", которая должна была стать своеобразным альтернативным саундтреком к фильму. Писатель Ирвин Уэлш написал сценарий клипа "Kowalski", режиссером которого выступил музыкант Дуглас Харт. На видео изображены Додж Челленджер и супер-модель Кейт Мосс, избивающие группу. Кроме того, Уэлш взял вещь "Trainspotting" в саундтрек к своему одноимённому фильму, ставшему культовым.
Альбом достиг 2-го места в британском альбомном чарте и стал их высшим достижением. Для меня лично, это лучшая работа группы, важнейшая и самая космическая.