В продолжении городских путешествий сегодня пройду по одной из старых московских улиц, которая возникла на месте дороги ведущей к старинному подмосковному селу Шаболово. Название известно с середины XVIII века. Начинается улица Шаболовка от Октябрьской площади и в самом начале находится одна из главных ее достопримечательностей - это Трамвайное депо имени Апакова. Открытое в 1909 году оно является старейшим городским предприятием электротранспорта Москвы. Административное здание (дом №9, стр.3), главный фасад которого обращен на ул. Шаболовка, было построено по проекту архитектора М.Н. Глейнинга в 1910 году. С недавнего времени дом является выявленным объектом культурного наследия.
При строительстве здания трамвайного депо (дом №9, стр.1) с участием русского гения В.Г. Шухова были применены инженерные решения со световыми фонарями на кровле, которые позволили улучшить инсоляцию «трамвайного сарая», а созданная система отопления уменьшила теплопотери производственных помещений. Как и административный корпус здание депо также имеет статус памятника.
В 1922 году депо получило имя революционера П.Л. Апакова, работавшего здесь вагоновожатым и погибшим в 1919 году во время продразверстки в Казанской губернии.
Напротив трамвайного депо находится здание (дом №4, стр.1), в котором сегодня размещается Пенсионный фонд России. Оно было построено в 1911÷12 годах по проекту архитектора А.И. Роопа как «Городское убежище им. С.А. и А.П. Тарасовых». При богадельне был домовый храм во имя Воскресения Словущего закрытый в 1923 году, от которого сохранился купол. В настоящее время здание – это выявленный объект культурного наследия.
Дом №8, стр.1 был построен в конце XIX века и имел два входа с ул. Шаболовка. После реконструкции в веке XX–м здание сохранило симметричность главного фасада и приобрело мансардный этаж.
В 1707 году на ул. Шаболовка был построен деревянный храм во имя Троицы Живоначальной. Новый каменный храм вместо обветшавшего деревянного был возведен в 1747 году по просьбе прихожан. С годами улица застраивалась домами и к середине XIX века существующему храму потребовалась перестройка с расширением. Предполагалось на месте малой колокольни построить два придела, а также возвести новую колокольню и новую трапезную. К 1843 году все работы были выполнены, и Митрополит Московский и Коломенский Филарет произвел освящение храма. Но уже в 1885 году началась его очередная перестройка по проекту архитектора Н.В. Никитина, закончившаяся спустя 10 лет. Как водится, после октябрьской революции в 1930 году храм был закрыт, шатер разобран, часть колокольни снесли, а в здании разместили клуб. Масштабная реконструкция была проведена в 2000-х годах. Храм восстановлен по его облику 1895 года. Дом №21.
Дореволюционной постройки особняк (дом №14, стр.9) в псевдорусском стиле сегодня занимают различные учебные заведения.
Дом №16, стр.3 был построен в 1909 году.
От ул. Шаболовка по Конному переулку можно пройти, как и прежде, на ул. Мытная (про Мытную у меня была статья), где в XVIII веке располагался Конный двор. Название переулка известно с 1783 года. Жилой дом №29, к.1 сохранился на этом месте с 1890 года.
На пересечении Конного пер. и ул. Шаболовка расположен современный бизнесцентр (дом №31). В 1916 году здесь были построены здания шведской компании «Шарикоподшипник SKF». После революции 1917 года национализированное предприятие до 1932 года было единственным производителем подшипников в СССР. История ОАО «ГПЗ-2» продолжалась до 2011 года, пока не осуществился перенос производства в г. Тверь. До облицовки фасадов плиткой на глухом торце здания можно было видеть название «ГПЗ-2».
Производственные корпуса шелкоткацкой фабрики на Шаболовке были построены в 1836÷1989 годах по проектам архитекторов Р.И. Клейна, Генриха фон Ниссена и П.Н. Позднеева. Владельцем фабрики сначала был французский подданный Петр Осипович Гужон. В 1898 году новый владелец Гектор Францевич Симоно построил для себя на территории фабрики двухэтажный особняк. Дом-терем по проекту архитектора Р.И. Клейна в эклектичном стиле стал одним из красивых зданий в Москве на то время (дом №26, стр.14). Не так давно особняк, являющийся объектом культурного наследия, был «отреставрирован» без сохранения архитектурно-художественного оформления фасадов здания. Как было и как стало можно сравнить.
С 1937 года шелкопрядильная фабрика стала называться «Государственная Всесоюзная автономная шпульно-катушечная фабрика им. Дзержинского» («Шпулька»). На территории сохранился памятник «железному Феликсу». В 1990-х начался спад производства и в итоге к 2000-м фабрика перестала существовать. С 2015 года бывшие производственные корпуса переоборудовали под учебные для Высшей школы экономики.
На противоположной стороне от «фабрики Симоно» стоит известный историей своего возникновения еще один объект культурного наследия – бывшая «Богадельня московского дворянства им. С.Д. Нечаева» (дом №33). Здание было построено в 1905 году по проекту архитектора Р.И. Клейна, использовавшего в оформлении фасадов неорусские мотивы.
В 1880 году архивист и переводчик Юрий Степанович Нечаев получает наследство от брата своей матери владельца стекольных заводов в Гусь-Хрустальном Ивана Сергеевича Мальцова огромное состояние. Скромный служащий Министерства иностранных дел меняет фамилию, став Нечаевым-Мальцовым, и становится предпринимателем и меценатом. В частности, в Москве его средства пошли на создание Музея Изящных Искусств на Волхонке, а также была построена богадельня на Шаболовке.
Рядом с этим домом уже много лет стоит недостроенное здание нового телецентра (дом №35).
О здании бывшего Варваринского приюта я писала в статье про улицу Шухова (дом №37). Здесь будет просто фото.
Станция метро, открытая в 1980 году, конечно, называется «Шаболовская» (вл. №30А).
Здание, в котором в настоящее время размещается колледж сферы услуг (дом №39), было построено в 1938 году.
Еще одно учебное заведение - киноколледж разместился в доме №44, построенном в 1935 году.
Завершится мой сегодняшний маршрут возле строящегося нового здания кинотеатра «Алмаз» (дом №56, хотя фактически дома пока еще нет). Это фото того, чего уже нет.
А это то, что предполагается построить уже к концу этого года.
На сегодня все.