Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы слушали притчу из Евангелия о блудном сыне, это притча никогда не теряет своей актуальности, в ней нам показаны два самых ярких примера отношений человека с Богом, два примера пути к Богу, один из которых ложный, два примера общения с Богом.
Притча начинается с того, что младший сын просит у Отца свою часть наследства. Что это за часть наследства, которая принадлежит младшему сыну, на которую он имеет право, будем считать, что это наша с вами земная жизнь данная нам Богом, со всем что вложено в неё, со всеми чувствами и переживаниями, но жизнь не бессмертная, потому как бессмертная жизнь принадлежит Богу и Отцу, а человеку может принадлежать только через единение с Богом. Поэтому оставляя Отца и всё остальное, что принадлежит Отцу, сын забирает лишь часть имения, познавая на себе, подобно Адаму, вне жизни с Богом, страстное и смертное состояние своей природы.
Право, о котором упоминает сын, обращаясь к своему Отцу, также связано с понятием свободы данной человеку Богом при сотворении Адама, свобода выбора, относящегося к человеческой личности, «ведь грехопадение у Адама было волевым актом», актом личного выбора. Человеку даётся Богом свобода воли, свободу которую Бог не насилует в человеке, определяя человеку жить согласно его собственному выбору. Наша повреждённая в грехопадении воля, этот трудный для исцеления элемент нашей падшей природы, наша воля определяет наш выбор, и для Бога этот выбор очень важен, он связан с нашим освещением или обожением и вечной жизнью с Богом.
Вот почему Отец, молча, отдаёт младшему сыну часть его наследства, свободу жить согласно его собственной воли, без всякого насилия над его выбором. Сколько человек должен пережить, испытать в своей жизни, чтобы признать своё бессилие, свою беспомощность, своё заблуждение вне жизни с Богом, чтобы со скорбным воплем из сердца сказать Отцу Небесному, «да будет Твоя Воля, Господи, а не моя». И младший сын это пережил и как мы далее слышали из притчи вернулся обратно к Отцу, но каким вернулся, уже нищим Духом, с намерением свою волю навсегда отдать Отцу, осознав что его воля без воли Отца Небесного, делается орудием дьявола, с помощью которого дьявол томит духовным голодом душу пока она окончательно не погибнет в отрыве от общения с Богом.
Георгий Флоровский пишет: «Человек создан в свободе. Он должен был совершенствоваться в свободе. И пал он в свободе. Падение есть акт воли; и грех прежде всего в воле…И грех есть ложное избрание и ложная обращенность воли» [1].
Почему возникает ложное избрание воли, как это случилось с младшим сыном в притчи? Ответ - по причине нашего неразумия. Георгий Флоровский пишет: «Немощь воли связана с неведением разума (άγνоια, как противоположность γνώσις). Человек забывает и теряет способность созерцать и узнавать Бога и Божественное… Зло есть предпочтение чувственного (под словом чувственное подразумевается то, что нам доставляет наслаждение и удовлетворение без Бога); и именно в качестве ложно предпочитаемого чувственное или видимое становится греховным, опасным, ядовитым, злым. Это есть ложная расценка вещей, а потому ложное и вредное поведение, — ложное и вредное, ибо отводящее от подлинных целей и уводящее в пустоты и тупики небытия…».[2}
Всё это испытал и пережил на себе младший сын и вернулся к Отцу, но уже другим, осознавшим своё заблуждение, кающимся. И с какой любовью он был принят Отцом, какой был пир, всё это обрушилось на удивлённого необыкновенной милостью младшего сына, ожидавшего скорее наказания, чем пира и веселья. Это всё Господь говорил для нас, чтобы мы знали с какой радостью принимает Господь искренне кающегося грешника, и не боялись, не отчаивались в совершённых грехах, а шли в покаянии к Богу, очищаясь и освящаясь в Таинствах Исповеди и Причастия.
Теперь поговорим о старшем сыне, о мнимом праведнике. Он не ушёл от Отца, хотя оставшись с Ним, в действительности был лишь сыном по имени, а не по сыновней любви и истинной преданности своему Отцу. Так он даже ни разу не назвал в притчи своего Отца Отцом, а лишь высказался тебе: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка (Лук.15:29-31)».
Можно быть с Богом, и думать о себе как об исполняющем Божию волю, думать о себе как о служащем Ему, но служение это как мы видим, может создавать часто только внешний вид, не согласующийся с внутренним нашим устроением, и это приносит человеку огромный вред, потому как без внутреннего смирения и любви может привести к тяжёлому духовному состоянию, как мы это видим на примере старшего сына, отличавшегося в притчи злопамятством и жестокосердием по отношению к своему брату, наёмническим, а не по любви, служением своему Отцу.
Старший сын мнил себя праведником, исполняющим волю Отца, но как только поменялись обстоятельства, и пришло искушение, он показал своё внутреннее расположение, показал, что праведность его, оказывается, была только внешняя, служил он Отцу не с сыновней любовью, а как наёмник, ожидавший награды. Он не когда не чувствовал, что всё что принадлежит Отцу принадлежит также и ему как сыну, об этом Отец в причти ему напоминает следующими словами: «сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое (Лк.15:30)». А почему у него не было этого чувства, а было беспокойство? Потому что, он давно перестал внутри чувствовать себя сыном за неимением любви к Отцу и выстраивал уже с ним отношения как с работодателем, заметьте это не по вине Отца, Отец сам напоминает, ему опомнись сын всё моё твоё, о чём ты так грустишь.
Как бывает часто, что и христианин усыновленный в Таинстве Крещения Небесному Отцу, подобно старшему сыну, находится в состоянии отчуждённости от Бога-Отца, старается создать с Богом наёмнические отношения, теряет чувства любви и благодарности к Нему, выстраивая своё служение Богу по принципу ожидаемой для него выгоды, но не той выгоды которая связана с общением с Богом, как с единственным источником его радости и блаженства, а в той выгоде, которую человек в грехопадении научился применять к себе в удовлетворении своих страстей.
Младший сын, кающийся грешник, познав себя и окружающий мир, ищет лишь Отца, жаждая вернуться к Отцу, ему достаточно быть с Отцом лицезреть Его благость, а старший свою цель связывает с тем лишь, что около Отца, он не ищет лица Божия, а лишь предметы которые принадлежат Отцу как Создателю всё видимого в этом мире, удовлетворяющие его эгоистические желания, и помимо зависти, злобы, в нём ярко проявляется еще страсть сребролюбия, выгоды. Вот как бывает в жизни, какое может быть внутреннее ослепление, можно думать, что всю жизнь самозабвенно служишь Богу, как это было со старшим сыном «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего (Лк. 15;29)»,
...но приходит искушение и оказывается, что ты не любишь Бога, и всё делаешь не ради любви к Нему, а ради себя, ради мзды, ради собственного покоя.
Григорий Флоровский пишет следующее: «В крещении преподаются силы для новой жизни, или возможность новой жизни, — δύναμις. Осуществление (этой возможности) есть задача свободного подвига, человеку дается “благодать безгрешности” (τής άναμαρτησίας), — он может уже и не погрешать, — но он должен и действительно не согрешить. Он должен усовершиться. Должен исполнить заповеди, сделать действенными в себе добрые начала… Главное в человеке не определенные внешние действия, но внутренняя борьба… Ибо блаженство и радость возможны только через свободное согласование воли человеческой с Божественной, чрез вольное и творческое исполнение Божественных определений, чрез освящение и преображение самой воли в творении заповедей Его… В сущности весь свой путь христианин проходит вдвоем со Христом. Ибо живет во Христе, и Христос в нем. Исполнение заповедей соединяет со Христом, ибо они суть Его энергии…Избавляет и освобождает Христос. Но это избавление каждый должен воспринять и пережить в самом себе, творчески и свободно».[3]
Спасение переживается нами ощутительно через борьбу, через осознания действующей в нас Христовой Благодати, получаемой в Святых Таинствах, в постоянном нашем трезвении и молитве, и это не внешний для нас акт, а самая глубокая часть нашей настоящей жизни, затрагивающая самые глубины нашей души.
Аминь.
[1] Георгий Флоровский, прот. Восточные Отцы V-VIII в. Прп. Максим Исповедник. [Электронный ресурс]
[2] Георгий Флоровский, прот. Восточные Отцы V-VIII в. Прп. Максим Исповедник. [Электронный ресурс]
[3] Георгий Флоровский, прот. Восточные Отцы V-VIII в. Прп. Максим Исповедник. [Электронный ресурс]