Найти в Дзене
Пост-правда

25 лет «Ненависти» Матьё Кассовица

Французскому фильму «Ненависть» («La Haine») Матьё Кассовица в этом году исполнилось 25 лет. Картина о дне из жизни трех друзей из бедного района Парижа нисколько не растеряла актуальности за эти годы. Расизм, полицейский беспредел, бедность, бездействие политиков - неизменные атрибуты времени. Последние события в США с их Black Lives Matter и левые беспорядки во Франции это доказывают.

фото: http://www.savedchanges.com/2016/08/13/la-haine/
фото: http://www.savedchanges.com/2016/08/13/la-haine/

События происходят на следующий день после беспорядков, вызванных полицейским произволом в отношении арабского подростка Абделя. Еврейский юноша Винс, чернокожий боксёр Юбер и молодой араб Саид блуждают по городу, в котором им нет места. Они бедны, у них нет перспектив, властям они не нужны. Все, что у них есть - ненависть.

На написания сценария Кассовица вдохновила история 17-летнего Макоме М’Боволе. В 1993 году парень был задержан полицией за кражу двух блоков сигарет. Инспектор Паскаль Компен пристегнул парня наручниками к стулу и случайно выстрелил ему в голову. В Париже сразу начались волнения. Демонстранты дрались с полицией и требовали возмездия. Действие «Ненависти» разворачиваются как раз на фоне подобных событий.

Герои Кассовица живут в пригороде Парижа, который скорее напоминает послевоенные руины, чем нормальный квартал. Полуразрушенное социальное жилье, разбитые автомобили, посиделки на крышах, озлобленная молодежь в поло Lacoste и шапках Carhartt - все эти атрибуты моментально погружают зрителя в атмосферу неблагополучного квартала. Автор моментально развеивает мифы о глянцевом Париже с его пафосом, дорогими бутиками и неделями моды. Полицейский в любой момент может подойти к безобидному подростку, обыскать его и забрать в участок без веской причины.

Это рассказ об обществе, которое падает. На протяжении всего падения, чтобы себя подбодрить, оно твердит - «Пока все хорошо, пока все хорошо» . Важно не как падаешь. Важно как приземляешься

Эта живая реальность взбодрила европейское общество середины девяностых. Герои фильма были на всех обложках и постоянно раздавали интервью. Кассовиц даже получил приз за режиссуру в Каннах. Полиция агрессивно ответила на фильм молодого француза. На премьере они демонстративно повернулись к съемочной группе спиной. Ходили слухи, что властям Франции специально устраивали показы фильма, чтобы те увидели другую сторону общественной жизни страны. В те годы искусство еще могло производить эффект.

«Ненависть» так и остался лучшим фильмом о жизни пригорода. Уже в нулевые и десятые режиссеры пытались увести общественный дискурс в сторону позитивной повестки. Милые драматические комедий в духе «1+1» пользовались успехом в прокате, но никак не отражали реальность. Общество по-прежнему катиться вниз и каких-то внятных решений от властей так и не поступает. Вопросы мигрантов не решены, полицейский беспредел никуда не делся, мир все еще утопает в насилии. Это было 25 лет назад, это будет и через 25 лет.