Найти тему
Магия творчества

Зрелые годы Хань Шаня

Юные годы Хань Шаня. Хань Шань к 20 годам созрел как личность. То есть он имел собственное мнение. Хань Шань рассказывает:

1566 год. Мне 21 год. Я искал компаньона для медитаций. Однажды я познакомился со странствующим монахом по имени Мяо Фэн. Он казался мне необычной и искренней личностью, без проблесков двуличия и лжи.Казалось что он светился от внутренней гармонии. Я считал большой жизненной удачей знакомство с такой личностью.

Но случилось неожиданное. Он ушел из монастыря даже не попрощавшись со мной. Почему? Он боялся, что слишком тесные дружеские отношения со мной помешают его свободе.

Я рассказывал вам о том случае со странствующими паломниками?

Когда мне было 11 лет, к нашему дому приблизилась группа дервишей с посохами и шляпами на голове. Их изможденные лица говорили о длинном пути. Моя мать впустила их на ночлег. Накормила.Рано утром они ушли. Один остановился, чтобы поблагодарить хозяйку. Но та остановила его жестом. Дервиш развернулся и ушел, даже не попрощавшись.

Я был возмущен поведением странников, но моя мать пояснила мне, что если бы они поблагодарили её, то она получила бы намного меньше от своего доброго дела.

-2

Тогда мне это было непонятно. Но теперь я вырос и много изменилось, обрело законченные очертания причинно-следственных связей.

В 1564 году наш монастырь посетил мастер У Ци. Он читал нам историю философии Хуа Эн. Его лекции произвели на меня глубокое впечатление. Я внезапно приобрел бесконечную и всеохватную целостность Вселенной.

У Ци рассказал мне, что Хуа Эн жил на горе Цин Лян и прохладным летом и ледяной зимой. С той поры я постоянно видел перед собой фантастический мир льда и снега.

В 1574 году я вновь встретился с Мяо Фэном и теперь наши отношения стали ещё теснее. Однажды меня навестил мастер Фа Куан, которым я всегда восхищался. Он сказал, что я должен и дальше работать над Дзен, отстранившись от ума, осознания и восприятия.

Когда он говорил, его голос был подобен ударам небесного барабана. Тогда я понял, что речь и поведение ума, кто действительно понимает Истину ума, отличается от речи и поведения обычных людей.

В 1575 году мне исполнилось 30 лет. С Мяо Фэном мы остановились на северной стороне горы Тай. 3 марта расчистили от снега старый дом и поселились там.

Гряды гор, полностью покрытые снегом и льдом, окружали нас. Это было место о котором я мечтал столько лет.

-3

Я чувствовал себя счастливым. Это был рай. Ум и тело отдыхали.

Мяо ушел и я сосредоточился на одной мысли и ни с кем не разговаривал. Если кто-то подходил к двери я просто смотрел на него и ничего не говорил. Теперь они казались мне безжизненными бревнами. Они могли делать что хотели – я ни на что не реагировал. Мой ум вошел в состояние в котором не было слов.

В первые дни медитации я слышал вой бури, звуки льда, который стихия превращала в крошку и испытывал беспокойство.

Потом я спросил у Мяо откуда эти звуки? Он ответил что все чувства и ощущения возникают из собственного ума. Они никогда не приходят извне. От старых мастеров Дзен я слышал что если 30 лет подряд слушать звук текущей воды, то можно достичь Пробуждения.

И я отправился к заброшенному деревянному мосту и там медитировал круглые сутки. Сначала я слышал текущий поток воды, но потом мог слышать его только когда сам хотел этого.

Если я напрягал свой ум, то чувствовал окружающие звуки и видел предметы. Но когда мой ум отдыхал я ничего не видел и не чувствовал.

Даже при мочеиспускании я ничего не чувствовал. А однажды идя к мосту я почувствовал что у меня нет тела. Оно исчезло вместе со звуками вокруг меня. С тех пор меня не беспокоят звуки или ощущения.

Моей ежедневной пищей была каша из отрубей и рисовый отвар. Когда я только шел горе, кто-то дал мне три горсти риса. Их хватило на первые 6 месяцев медитаций. Однажды, съев кашу, я как всегда отправился к мосту. Вдруг я остановился. Я понял, что у меня нет ни ума, ни тела.

Всё вокруг было наполнено одним ярким светом. Он был вездесущий, совершенный, безмятежным и единым целым. Его можно было сравнить только с зеркалом в котором отражались горы и реки.

-4

Весь мир превратился в отражение этого зеркала. Я просыпался таким ясным и прозрачным, будто моё тело и ум никогда не существовали.

С тех пор и внутренние и внешние ощущения слились в единое. Они стали прозрачно ясными. Звуки, голоса, видения, сцены, формы, предметы – всё превратилось в отражения, бесплотные призраки. Они перестали быть помехами.

Я потерял счет времени, моё тело не чувствовало холода. Даже лед перестал быть льдом. Когда я вновь вернулся в свой дом, то обнаружил что всё покрыто пылью.

Иногда ко мне приезжали, но долго оставаться не могли из-за нестерпимого холода и жуткого ветра, который пронизывал до костей.

Достигнув просветления (у буддистов это состояние обозначается У), я стал изучать сутры.

Начинался новый, творческий этап мастера Хань Шаня.

-5

Мы продолжим знакомить читателя с жизнью патриарха Дзен Буддизма Хань Шанем в следующих статьях. Мира вам и просветления!

С вами, ваш автор

Путеводитель в магии творчества

В статье использовались материалы Чжан Чжень Цзы. Практики Дзен.