Юные годы Хань Шаня. Хань Шань к 20 годам созрел как личность. То есть он имел собственное мнение. Хань Шань рассказывает:
1566 год. Мне 21 год. Я искал компаньона для медитаций. Однажды я познакомился со странствующим монахом по имени Мяо Фэн. Он казался мне необычной и искренней личностью, без проблесков двуличия и лжи.Казалось что он светился от внутренней гармонии. Я считал большой жизненной удачей знакомство с такой личностью.
Но случилось неожиданное. Он ушел из монастыря даже не попрощавшись со мной. Почему? Он боялся, что слишком тесные дружеские отношения со мной помешают его свободе.
Я рассказывал вам о том случае со странствующими паломниками?
Когда мне было 11 лет, к нашему дому приблизилась группа дервишей с посохами и шляпами на голове. Их изможденные лица говорили о длинном пути. Моя мать впустила их на ночлег. Накормила.Рано утром они ушли. Один остановился, чтобы поблагодарить хозяйку. Но та остановила его жестом. Дервиш развернулся и ушел, даже не попрощавшись.
Я был возмущен поведением странников, но моя мать пояснила мне, что если бы они поблагодарили её, то она получила бы намного меньше от своего доброго дела.
Тогда мне это было непонятно. Но теперь я вырос и много изменилось, обрело законченные очертания причинно-следственных связей.
В 1564 году наш монастырь посетил мастер У Ци. Он читал нам историю философии Хуа Эн. Его лекции произвели на меня глубокое впечатление. Я внезапно приобрел бесконечную и всеохватную целостность Вселенной.
У Ци рассказал мне, что Хуа Эн жил на горе Цин Лян и прохладным летом и ледяной зимой. С той поры я постоянно видел перед собой фантастический мир льда и снега.
В 1574 году я вновь встретился с Мяо Фэном и теперь наши отношения стали ещё теснее. Однажды меня навестил мастер Фа Куан, которым я всегда восхищался. Он сказал, что я должен и дальше работать над Дзен, отстранившись от ума, осознания и восприятия.
Когда он говорил, его голос был подобен ударам небесного барабана. Тогда я понял, что речь и поведение ума, кто действительно понимает Истину ума, отличается от речи и поведения обычных людей.
В 1575 году мне исполнилось 30 лет. С Мяо Фэном мы остановились на северной стороне горы Тай. 3 марта расчистили от снега старый дом и поселились там.
Гряды гор, полностью покрытые снегом и льдом, окружали нас. Это было место о котором я мечтал столько лет.
Я чувствовал себя счастливым. Это был рай. Ум и тело отдыхали.
Мяо ушел и я сосредоточился на одной мысли и ни с кем не разговаривал. Если кто-то подходил к двери я просто смотрел на него и ничего не говорил. Теперь они казались мне безжизненными бревнами. Они могли делать что хотели – я ни на что не реагировал. Мой ум вошел в состояние в котором не было слов.
В первые дни медитации я слышал вой бури, звуки льда, который стихия превращала в крошку и испытывал беспокойство.
Потом я спросил у Мяо откуда эти звуки? Он ответил что все чувства и ощущения возникают из собственного ума. Они никогда не приходят извне. От старых мастеров Дзен я слышал что если 30 лет подряд слушать звук текущей воды, то можно достичь Пробуждения.
И я отправился к заброшенному деревянному мосту и там медитировал круглые сутки. Сначала я слышал текущий поток воды, но потом мог слышать его только когда сам хотел этого.
Если я напрягал свой ум, то чувствовал окружающие звуки и видел предметы. Но когда мой ум отдыхал я ничего не видел и не чувствовал.
Даже при мочеиспускании я ничего не чувствовал. А однажды идя к мосту я почувствовал что у меня нет тела. Оно исчезло вместе со звуками вокруг меня. С тех пор меня не беспокоят звуки или ощущения.
Моей ежедневной пищей была каша из отрубей и рисовый отвар. Когда я только шел горе, кто-то дал мне три горсти риса. Их хватило на первые 6 месяцев медитаций. Однажды, съев кашу, я как всегда отправился к мосту. Вдруг я остановился. Я понял, что у меня нет ни ума, ни тела.
Всё вокруг было наполнено одним ярким светом. Он был вездесущий, совершенный, безмятежным и единым целым. Его можно было сравнить только с зеркалом в котором отражались горы и реки.
Весь мир превратился в отражение этого зеркала. Я просыпался таким ясным и прозрачным, будто моё тело и ум никогда не существовали.
С тех пор и внутренние и внешние ощущения слились в единое. Они стали прозрачно ясными. Звуки, голоса, видения, сцены, формы, предметы – всё превратилось в отражения, бесплотные призраки. Они перестали быть помехами.
Я потерял счет времени, моё тело не чувствовало холода. Даже лед перестал быть льдом. Когда я вновь вернулся в свой дом, то обнаружил что всё покрыто пылью.
Иногда ко мне приезжали, но долго оставаться не могли из-за нестерпимого холода и жуткого ветра, который пронизывал до костей.
Достигнув просветления (у буддистов это состояние обозначается У), я стал изучать сутры.
Начинался новый, творческий этап мастера Хань Шаня.
Мы продолжим знакомить читателя с жизнью патриарха Дзен Буддизма Хань Шанем в следующих статьях. Мира вам и просветления!
С вами, ваш автор
Путеводитель в магии творчества
В статье использовались материалы Чжан Чжень Цзы. Практики Дзен.