Найти тему
А ★ КЛУБ

Мои 90-е. Набережные Челны и КАМАЗ

Моё детство пришлось на 90-е. Сложные годы, которые тем не менее сейчас вспоминаются с некой теплотой и ностальгией. О том как жил мой город в это десятилетие пойдет речь в этой статье.

Всем известные события начала 90-х больно ударили по всей стране, а ко всем имеющимся бедам Набережные Челны в 1993 году лишились «сердца» градообразующего предприятия - страшный пожар полностью уничтожил Завод двигателей.

Последствия пожара на заводе двигателей КАМАЗа. Фото из фондов Музея истории КАМАЗа
Последствия пожара на заводе двигателей КАМАЗа. Фото из фондов Музея истории КАМАЗа

Ущерб от пожара составил больше 350 миллиардов рублей. Чтобы величина суммы была понятней, можно соотнести её с годовым бюджетом полумиллионных городов тех лет. Нормальным считался бюджет в 2 миллиарда. То есть на сгоревшие деньги целый год безбедно могло бы жить 175 городов-полумиллионников. Пожар на Заводе двигателей поделил историю Набережных Челнов на два периода – «до» и «после». Первый – шумный, счастливый и пафосный (всесоюзная стройка, юбилейные КАМАЗы, телекамеры). Второй - тихий и трудный: безработица, задержка зарплаты, бартер, талоны, а (при мэре Рафгате Алтынбаеве) еще и холодная война между городом и заводом. И море слухов, потому что высокие руководители редко и неохотно комментировали происходящее. К тому же, большинство местных газет тогда временно не имело возможности выходить, потому что сгорела и типография – она тоже располагалась на «движках».

Митинг на главной площади города. 1995 год
Митинг на главной площади города. 1995 год

Тем не менее, несмотря на то что было действительно сложно и тяжело, город продолжал жить.

30 мая 1994 года город посетил президен Борис Ельцин. Это был его первый визит в Татарстан в качестве президента Российской Федерации.

Ельцин знакомится с продукцией КАМАЗа для оборонного комплекса
Ельцин знакомится с продукцией КАМАЗа для оборонного комплекса

КАМАЗ несмотря на потерю Завода двигателей продолжал разрабатывать новые модели. Так, в 1995 годы был представлен первый опытный образец трехосного самосвала грузоподъемностью 20 тн КАМАЗ-6520.

КАМАЗ-6520. Фото из фондов Музея истории КАМАЗа
КАМАЗ-6520. Фото из фондов Музея истории КАМАЗа

Активно работал и Завод микролитаржных автомобилей (ЗМА) - дочернее предприятие КАМАЗа, где собирали микролитражки «Ока».

Новые автомобили «Ока» сходят с конвейера ЗМА. Фото Николая Туганова
Новые автомобили «Ока» сходят с конвейера ЗМА. Фото Николая Туганова

А ещё в 90-х город жил футболом. Футбольный клуб «КАМАЗ», поддерживаемый автозаводом в период с 1993 по 1997 гг. под руководством отца-основателя челнинского футбола - Валерия Четверика выступал в Высшей лиге чемпионтаа России по футболу и на матчи, например со Спартаком, Динамо, Ротором и Аланией на стадионе в парке «Гренада» собиралось по 12-14 тысяч болельщиков.

Один из матчей 1994 года. Футболисты:  Варламов, Колесов, Клонцак и Нигматуллин.
Один из матчей 1994 года. Футболисты: Варламов, Колесов, Клонцак и Нигматуллин.

Но вот кроме увлечения футболом, в городе мало чем можно было заняться молодёжи. Различные банды и группировки - неизменный атрибут жизни города тех лет.

Nike - сила!
Nike - сила!

В 90-х в Набережных Челнах появились местные телеканалы и немало новых городских газет.

Ведущие телеканала «ЭФИР» Лилия Гильдеева и Сергей Сергеев. 1997 год
Ведущие телеканала «ЭФИР» Лилия Гильдеева и Сергей Сергеев. 1997 год

Да, эта та самая Лилия Гильдеева, которая сейчас известна многим как телеведущая информационной программы «Сегодня» на канале НТВ.

А так выглядела реклама в одной из местных газет в 1996 году:

«Karine» - одно из первых и самых известных такси в городе в 90-х
«Karine» - одно из первых и самых известных такси в городе в 90-х

Обратите внимание на цены. До ельцинской деноминации оставалось 2 года.

-10

Ещё один неизменный атрибут 90-х - уличная торговля. На фото подземный пешеходный переход на остановке «Рынок» на Московском проспекте.

-11

И ещё несколько снимков тех лет.

Возвращение из пионерского лагеря «Звездный» на стадионе в Парке Гренада. Начало 90-х.
Возвращение из пионерского лагеря «Звездный» на стадионе в Парке Гренада. Начало 90-х.

Наверняка, каждый кто вырос и жил в 90-х без труда узнает салон этого автобуса. Фото Николая Туганова
Наверняка, каждый кто вырос и жил в 90-х без труда узнает салон этого автобуса. Фото Николая Туганова
Она из последних ёлок в парке Гренада. 1996 г. В конце 90-х наряжать их там уже не будут
Она из последних ёлок в парке Гренада. 1996 г. В конце 90-х наряжать их там уже не будут

Спортивные КАМАЗы на площади «Азатлык»
Спортивные КАМАЗы на площади «Азатлык»

Парк Победы и спортманеж. Фото Андрея Веретенников
Парк Победы и спортманеж. Фото Андрея Веретенников
Одинокий ЛиАЗ-677 на Ленинском проспекте, в 90-х переименованным в проспект Сююмбике. На заднем плане - здание мэрии. 1998 год. Фото Виталия Желябин.
Одинокий ЛиАЗ-677 на Ленинском проспекте, в 90-х переименованным в проспект Сююмбике. На заднем плане - здание мэрии. 1998 год. Фото Виталия Желябин.

Таким мой город был в 90-х.

На этом всё. Пишите, какие воспоминания о 90-х остались в вашей памяти.

Читайте также:
Не утонуть в грязи. В каких условиях в 1970-х строили автозавод КАМАЗ
КАМАЗ. Факты об одной из главных строек Союза

Всем спасибо и до новых встреч на канале!

Если понравилась статья ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь в соц. сетях. Оставляйте комментарии. Продолжение следует…