Найти тему
Ellineya

Рик и Морти 4 сезон. Впечатления

Наконец-то завершился один из самых любимых мною сезонов культового мульт-сериала. Кто из ныне живущих не видел «Рик и Морти», тот серьёзно недобрал из поп-культурного наследия 10-х годов, или, как сейчас говорят, профукал культурный пласт.

Картинка взята из общего доступа
Картинка взята из общего доступа

Если первые два сезона шоу общепринято шедевральны, то третий был встречен смешанно (хотя на мой субъективный взгляд, третий сезон ничем не уступал первым двум, разве что в нём поднимались немного иные темы, и стала чуть центральнее тема семьи). По данной причине, четвёртый сезон все ждали с некоторой долей опасения — он должен был либо вернуть сериалу былое величие, либо окончательно перевести его в категорию шоу, которые когда-то были топ, но уже не те.

Первая часть четвертого сезона оказалась не столь крепкой, как раньше, более того, туда впервые затесалась серия, которую лично я могу назвать откровенно слабой.

Эпизод 2 серии 4 сезон
Эпизод 2 серии 4 сезон

И вот началась вторая половина — и есть ощущение, что ты смотришь серии, которые писала совершенно другая группа людей! Дело не только в качестве эпизодов, дело в самой конструкции серий, в их попытках выйти на мета-уровень ведения повествования. Я начинаю думать, что по какой-то причине четвертый сезон оказался разбит на две части уже во время своего создания, и чтобы подчеркнуть отличие этих частей, его и решили показывать с перерывом в три месяца. Таким образом впечатления от старых эпизодов накладывают меньший отпечаток на восприятие новых.

Воссоединение
Воссоединение

Что касется новых эпизодов... Ну, скажем так, они крайне необычны.

Рик и Морти заявил о своем желании разрушать пятую стену, что бы это ни значило (устоявшегося на данный момент понятия этого термина не существует, хотя есть несколько претендующих на это звание вариантов), при том, что сломом четвертой стены уже давно никого не удивишь, и в сабже он случался регулярно ещё с самых ранних эпизодов. Создатели Рика и Морти решили дать своим персонажам не просто понимание того, что они находятся в художественном произведении, но ещё и непосредственно наделить персонажей функциями сценаристов. Если воспринимать это через призму самих авторов, то они сейчас пишут сценарии про сценаристов, которые пишут сценарии для самих себя, и сами же в них участвуют. Шутки Рика о том, что он сам решит, когда станет "слишком мета" лишь подливают масла в огонь, ведь идея о разрушении пятой стены даётся зрителям в лоб в одном из новых эпизодов. После этого мы несколько эпизодов видим, как персонажи рассуждают о тех арках, которые им предстоит пройти, о своих мотивах и характерах, и понимаем, что Рик и Морти на полном ходу, можно сказать, на паровозной тяге, возвращает себе лавры флагмана современной повествовательной формы, резко переходя от начавшей обесцениваться постмодернистской версии к ещё неизведанной метамодернистской. Что его там ждёт, и насколько этот эксперимент окажется состоятелен, мы узнаем лишь с течением времени, пока же остаётся радоваться тому, что авторы не бросают своё детище в состоянии вечного стагнирования, а ищут новые пути его развития.

Последняя серия четвертого сезона, к слову, закрыла арки, начавшиеся в финале сезонов второго и третьего, кажется, авторы намеренно обрывают все связи с прошлой историей, чтобы с пятого сезона вывести её на другой уровень. С удовольствием на это посмотрю.

(Данный текст вдохновлён эссе автора с КиноПоиска, хоть мы и пришли с ним к разным выводам, но спасибо ему за ликбез по поводу сценарной структуры серий Рика и Морти).