В моей предыдущей статье «Как убивали русский народ» был описан процесс его интернационализации и «коммунистической перековки» в первые послереволюционные годы. Коммунистам удалось тогда в очень короткие сроки (15-20 лет) сильно изменить самосознание народа (в первую очередь поколения, выросшего уже при советской власти), в значительной степени подавив его национальную память и традиционную культуру. Казалось, судьба его решена, и он обречён стать питательной средой для формируемой в стране особой «социалистической нации», призванной послужить зародышем будущего коммунистического человечества. Но, реальность никогда полностью не совпадает с искусственно создаваемыми планами.
Перемена внутри- и внешнеполитических обстоятельств повлекла за собой и изменение позиции руководства СССР в отношении русского народа, возродив его к собственной исторической жизни.
Первой предпосылкой для этого возрождения стал крах надежд коммунистической верхушки советского государства на близость мировой пролетарской революции.
Вследствие этого, Союз советских социалистических республик, созданный как прообраз мирового коммунистического порядка, нужно было теперь как-то приспосабливать к длительному существованию в условиях враждебного капиталистического окружения. В том виде, в каком он оставался к концу 20-х годов, сохранить его было проблематично.
Быстрое формирование собственных наций в нерусских республиках СССР создавало слишком большую угрозу его единству. Даже объединявшая государственные аппараты республик общая партия не являлась гарантией прочности всего Союза.
Сталин, как грузин, прекрасно понимал, например, что имевшие в прошлом собственный многовековой исторический опыт государственности Грузия и Армения и при коммунистических властях не гарантированы от сепаратизма по отношению к СССР. Тоже касалось Среднеазиатских республик, где, к тому же, с конца 20-х годов с новой силой вспыхнуло поддерживаемое из-за рубежа басмаческое движение.
Не добавляло оптимизма и массовое бегство в Китай с началом коллективизации значительной части казахов, которые концентрировались вдоль границы, угрожая возможностью вторжения на его территорию. Рассчитывать на абсолютную верность Кремлю даже казахских коммунистов в такой обстановке было бы слишком неосторожно.
Появление в 1929 году и бурный рост популярности среди западных украинцев Организации украинских националистов (ОУН), исповедовавшей идеологию «интегрального национализма» (украинской формы «нацизма») и направленной против СССР, разрушило планы советского руководства использовать поощряемый им украинский национализм в целях мировой революции (для разжигания коммунистического движения в украинских районах Польши (Западная Украина), а также в Канаде и США, где проживала значительная украинская диаспора). Стать более националистичным, чем ОУН советское руководство Украины при всём своём желании не могло. Более того, украинизация УССР теперь играла на руку ОУН, прямо подготавливая отторжение всей этой территории (и ряда соседних с ней) от СССР.
Осознав все риски чрезмерного увлечения национальным строительством в союзных республиках, Сталин и его окружение, руководствуясь элементарным чувством самосохранения, не могли не прийти к выводу о необходимости остановить этот процесс, а кое-где даже повернуть его вспять.
Первоначально (в 1-й половине 30-х годов) это вовсе не означало восстановление в правах русского народа. Ставка была сделана на продолжавший формироваться в эти годы усилиями партийно-государственной пропаганды так называемый советский народ, многоэтничный по составу (на русскоязычной основе), интернационалистский и атеистический по своим убеждениям, призванный стать опорой советской государственности, пушечным мясом будущей мировой революции и верным строителем коммунизма.
Усиленно формировалась новая общегосударственная мифология, которая должна была задать единые ориентиры поведения для основной массы жителей СССР. Образцами для всеобщего подражания (героями) она делала видных участников революционного движения, гражданской войны, индустриализации, коллективизации, советского строительства, современных государственных и партийных деятелей.
Для более эффективного внедрения в умы людей новой мифологии именно в эти годы (после 1931-го) было восстановлено в правах преподавание истории (до этого её фактически заменяла социология в форме марксистского обществознания) и началась разработка единых советских учебников истории для всего СССР. Впрочем, первые учебники истории, появившиеся в 1933 году, всё ещё слишком сильно напоминали книги по обществознанию, поскольку были практически лишены описания исторических личностей и картин событий, что и не удивительно, поскольку это были большей частью личности и события дореволюционной русской истории, всё ещё остававшиеся под негласным идеологическим «табу» советских властей.
Между тем, на международной арене происходили события, которые заставили, в конце концов, партийную верхушку СССР в корне изменить свою позицию по отношению к русскому народу и его истории.
В 1933 году к власти в Германии пришёл Гитлер, что фактически означало установление фашистского (нацистского) режима в этой стране. Не мудрствуя лукаво, немецкие нацисты скопировали основные элементы своей общественной системы сразу с двух уже оформившихся на тот момент тоталитарных режимов - фашистского в Италии и коммунистического в СССР.
У сталинского Советского Союза Гитлер частично заимствовал организацию новых карательных органов (гестапо – подобие ГПУ, войска СС – войск НКВД, «исключительные суды» для расправы с антифашистами – сталинских «троек») и сети исправительно-трудовых лагерей, а также контроль партии над молодёжным движением и принцип формирования его по возрастам (гитлерюгенд – аналог комсомола, дойчес юнгфольк – пионерской организации).
Скопировали гитлеровцы и уже достаточно хорошо отработанные в СССР способы изменения сознания народных масс с помощью тотальной пропаганды. У фашистской Италии была перенята корпоративная форма управления экономикой. Собственным изобретением Гитлера стала система фюрерства, пронизывающая всё его государство сверху донизу.
В результате, вблизи западных границ Советского Союза появился его близнец-антипод, способный (в отличие от демократических стран) мобилизовывать своё население для решения государственных и партийных задач не хуже, а может быть даже лучше, чем это мог сделать СССР. Учитывая, что уровень науки, техники, образования в Германии был традиционно выше, чем в России (в том числе и в предвоенные годы), а фашистский режим изначально был заточен на борьбу с коммунизмом, эта новая реальность на глазах превращалась в крайне опасную угрозу для Советского государства.
Преобразование Германии в фашистское государство сделало новую большую войну для СССР фактически неизбежной в самые ближайшие годы. Наблюдая, как быстро нацистская пропаганда превращает немцев в послушный и хорошо отлаженный инструмент тотальной войны, Сталин и его окружение не могли не понимать, что для противостояния такой сплочённой воюющей нации одного «пролетарского интернационализма» уже недостаточно. Справиться с ней могла только другая воюющая нация, ещё более многочисленная и сплочённая, и такую нацию необходимо было создать в кратчайшие сроки.
Первоначально все надежды коммунистическое руководство СССР связывало с формированием «советского народа». Однако процесс этот вскоре был фактически сорван массовыми репрессиями в стране. Почти все «герои» новой советской мифологии оказались «врагами народа» и их имена пришлось тщательно вычеркнуть из только что написанных учебников истории СССР.
Издание этих учебников, в результате, затягивалось.
Сталинскому руководству ничего не оставалось, как вновь сделать ставку на русский патриотизм, а для этого его нужно было срочно реабилитировать и приспособить к коммунистической идеологии советского государства.
Реализация этой программы началась всего за четыре года до Великой Отечественной войны.
В 1937 году было пышно отмечено на государственном уровне 100-летие со дня смерти А.С.Пушкина. Впервые его стали называть «великим русским национальным поэтом» и «основателем русского литературного языка».
В том же году на экраны страны выходит фильм «Пётр 1-й». Тоже впервые русский царь, основатель Российской империи, был допущен в пантеон положительных «героев» социалистического государства (до этого русские самодержцы подавались советскому народу исключительно в негативном свете).
Тогда же новая трактовка истории была закреплена выпуском учебника истории народов СССР для начальной школы (3-го и 4-го классов). Главная роль в нём отводилась истории русского народа, признанного теперь первым среди равных в нашей стране. Именно этот учебник стал базой для всех последующих советских учебников истории вплоть до конца существования СССР.
Восстанавливаются русские памятники исторического значения (кроме посвящённых царям 19-го века, никто из которых реабилитирован не был). Вновь активизируется практически разгромленная ранее краеведческая, а также музейная деятельность. Особенно активно пропагандируется военная истории России. В 1938 году открылись военно-исторические музеи страны. В этом и следующие предвоенные годы один за другим выходят новые фильмы этой тематики: «Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Богдан Хмельницкий», «Суворов», ставятся оперы «Иван Сусанин», «1812 год», пишутся исторические романы «Чингис-Хан», «Дмитрий Донской», «Севастопольская страда» (о героической обороне Севастополя в Крымскую войну), впервые за 20 советских лет переиздаются «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Полтава» А.С.Пушкина и ряд других дореволюционных исторических русских произведений.
Все эти меры, в своей совокупности, позволили очень быстро не только возродить почти раздавленное к тому времени чувство русской национальное гордости, но и придать ему невиданный даже до революции масштаб.
В отличие от Российской империи чёткое национальное самосознание было внедрено в умы теперь не только русской элиты, но и рядовой массы русского населения (чему при царе не придавалось достаточного значения). Под мощным воздействием тотальной пропагандистской компании даже значительная часть нерусских по происхождению русскоязычных советских граждан в это время стали ощущать себя русскими людьми.
«Восставшая из пепла» русская нация послужила затем своего рода «цементом» для выстроенной компартией и советскими властями оборонной стены народов СССР, об которую разбилась волна фашистского нашествия в годы Великой Отечественной войны
(надо признать, правда, что мощные удары врага образовали в той «стене» немало опасных брешей, для заделки которых потребовался дополнительно «щебень» от наших западных союзников по антифашистской борьбе). Ещё более укрепила эту «стену» частичная реабилитация православной церкви, как традиционной духовной опоры русского народы, в самый разгар той Войны.
Благодарное власти за своё спасение поколение русских, переживших войну, в какой-то степени «списало» предыдущие грехи сталинского руководства за национальное унижение и напрасную гибель миллионов людей от голода начала 30-х, а также в тюрьмах, колониях, лагерях, спецпоселениях и под пулями расстрельных команд НКВД. Но даёт ли это право нам, потомкам погубленных сталинизмом людей забыть о тех преступлениях, едва не стёрших с лица земли наш великий народ, а возможно и всю страну? Безнаказанность порождает новые преступления, а ведь в нашей стране сегодня есть немало желающих повторить этот гибельный для России социальный эксперимент.
(Статья первоначально была опубликована на сейте «Проза.ру», страница автора «Юрий Тарасов-Камчатский»)
Если статья понравилась, ставьте лайк. Чтобы читать другие статьи автора, подписывайтесь на этот канал.
Предыдущие статьи автора из серии СССР:
КОЛ за КОЛлективизацию: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/kol-za-kollektivizaciiu-stalinskaia-kollektivizaciia-razgrom-selskogo-hoziaistva-5ef97d661a58f06209b76801
Как убивали русский народ: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/kak-ubivali-russkii-narod-5eeaf7a9fe00ee74beb1beaf
Зачем обманули народ в 1917?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/zachem-obmanuli-narod-v-1917-5ee641743d4f782832b10f8f
Национальность Октябрьской революции: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/nacionalnost-oktiabrskoi-revoliucii-5ee06babec666c66707572f9
Можно ли было сохранить Россию в 1917?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/mojno-li-bylo-sohranit-rossiiu-v-1917-5ecd1c84d235bb4423efe034
Некоторые другие статьи автора:
Западной цивилизации осталось жить 20 лет?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/zapadnoi-civilizacii-ostalos-jit-20-let-5ef2bff4a447b30a493e7caa
ДНК-генеалогия и Велесова книга: есть ли общее?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/dnkgenealogiia-i-velesova-kniga--est-li-obscee-5ed73620bf692770fad65522
Империя - детство и юность цивилизаций: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/imperiia-detstvo-i-iunost-civilizacii-sociologicheskii-ocherk-5ebfd91c38e7d258172a547e
Империя России. Часть 3. Крушение Московской цивилизации: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/imperiia-rossii-chast-3-krushenie-moskovskoi-civilizacii-5ec535d950183f040e096848
Сказание о Мамаевом побоище - басня?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/skazanie-o-mamaevom-poboisce-basnia-5e8c5dd692068043c116f627
Русь начальная. Часть 8. Путь севера: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/rus-nachalnaia-chast-8-put-severa-5ea982166c197b5e73e5804b
Восхождение к России. Часть 4. Обретение духа: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/voshojdenie-k-rossii-chast-4-obretenie-duha-5ebbf7a4996f5f65f3407116