Представление об объективности восприятия окружающей реальности условно и относительно. Среднестатистический социально вменяемый и психически адекватный человек будет высказывать суждения в целом, укладывающиеся в общепринятые описательные характеристики объектов реальности. Вместе с тем, если выйти из области поверхностных общих определений, то выяснится, что индивидуальный взгляд и восприятие реальности дифференцированы для каждого индивидуума. То есть картина реальности не однозначна, субъективна, и составлена из заимствованных в разное время привлекательных или отталкивающих социокультурных образов, имплантированных в сознание и пропущенных через призму эмоций и когнитивного опыта. Таким образом, стремление человека к воплощению своего желания через обладание, реализацию или достижение цели, всегда мотивируется преимущественно фантазийными – воображаемыми характеристиками. До момента осуществления желания, оно зачастую наделяется субъектом более яркими и сильными качествами, чем в действительности. Ограниченная информативная доступность объекта желания, повышенное стремление к его реализации, наличие трудностей, которые приходиться преодолевать в этом процессе, с большей силой задействуют воображение, домысливая и достраивая желанный образ. Вместе с тем, всегда должна сохранятся вероятность достижения цели. Для психически здорового человека, цель желания должна быть потенциально реализуемой и находиться почти в минимальной доступности. Тогда трудности на пути к достижению, будут сильнее мотивировать. Таким образом, формируется идеальная схема мотивации осла, стимулом морковки перед его носом.
Когда люди взаимодействуют друг с другом, вполне естественным является стремление показать себя с лучшей стороны, и не выпячивать хотя бы первое время свои не самые привлекательные привычки и модели поведения. Однако, случается, что такая скрытность приобретает крайние формы в виде намеренного обмана. В таких случаях создание загадочного, туманного и неопределённого образа - часть стратегии. Такое поведение может принять патологический и деструктивный характер, когда с одной стороны демонстрируется аттрактантный -привлекающий и вызывающий желание образ, с тщательно закамуфлированной истинной сущностью, полный недосказанности. С другой - достижение цели, превращается в саму цель, когда ум живет в чистом виде фантазиями, домыслами и догадками, изводя себя разгадыванием квази-задач, и разрабатыванием стратегий преодоления бесконечных надуманных препятствий. Причем эта игра поддерживается не только тем, кто обманывает, но и тем, кто «сам обманываться рад». В таком случае, восприятие другого далеко от реальности, и находиться в области общения с воображаемым, желанным образом.
Нужно признать, что персонификация или закрепление в сознании характеристик описывающих и определяющих свойства окружающих объектов, весьма выгодна человеку. Так как, позволяет развиваться и познавать новое, не тратя всякий раз время на изучение одного и того же. Однако, отсутствие критического мышления, способствует формированию стереотипных характеристик, поступающих в сознание посредством социокультурных источников информации. На базе заранее установленных в подсознание стереотипных образов и поведенческих схем строиться множество скрытых манипуляций.
В фильме «Место встречи изменить нельзя», описывается криминальная манипуляция - воровка на доверии. Она берет в долг у обеспеченного человека небольшую сумму и возвращает. Затем, через время просит одолжить сумму немного больше. И тоже возвращает. У одалживающего формируется уверенность в порядочности нуждающегося человека. После чего, воровка берет крупную сумму и пропадает. Эта схема прекрасно работает не только в криминальной области, связанной с откровенным воровством, но и в обычной жизни в более облегченной форме, такая схема может использоваться с целью долгосрочного паразитирования на ресурсах человека. В этом случае манипулятор будет первое время вкладывать определенные инвестиции с целю заручиться доверием и создать благоприятный, дружественный образ. На самом деле, рассчитывая в какой-то момент обратить ситуацию в свою пользу и перейти на потребление ресурса. Причем ресурс – не всегда деньги. Это может быть эмоциональное внимание и психологическая зависимость человека. Которая дает манипулятору ощущение власти, собственной значимости и компенсирует его ментальную ущербность.
Такое поведение характерно для девушек- динамщиц. Желание быть роковой, фатальной женщиной и истерическая эмоциональная зависимость от внимания мужчин, заставляет их бесконечно флиртовать, делать двусмысленные намеки, создавать любовные многоугольники, вести мутную, извращенную игру, образуя вокруг себя так называемую «собачью свадьбу». Где самцы конкурируют за ее внимание, а она выбирает, обещая каждому несбыточные надежды. Она репрезентует себя, как ценный приз на аукционе, окруженный желающими его приобрести. Количество претендентов еще более повышает ценность и значимость приза, вместе с тем, подобное маркетинговое шоу-предложение рассчитано на привлечение новых адептов. Причем все участники хоровода, пребывают в заблуждениях и иллюзиях в отношении объекта своего желания. Динамщица, создавая интригу делает это обдуманно, запуская в умах мужчин процесс создания желанного образа. Но этот образ имеет весьма отдалённое отношение к реальности. В результате, завышенные ожидания с одной стороны повышают потенциал влечения, а с другой приводят к сильному разочарованию, фрустрации и даже отторжению, в случае реализации желания и трансформации образа из воображаемого в объективный.
Исторический пример, таких отношений – это влюблённость нашего великого поэта А.С. Пушкина в Анну Керн. Они познакомились на одном из приемов, которые устроила ее тетушка. Анна Петровна была 19-летней девушкой, два года как вышедшей замуж за человека на 35 лет старше ее. Мужа своего она не только не любила, но и не уважала. Поэтому активно флиртовала и была окружена массой поклонников. Пушкин в тот период еще не был известен широкой публике, поэтому особого внимания она на него не обратила, он же наоборот загорелся страстью. И даже написал в ее честь стихотворение «Я помню чудное мгновенье». На Анну Петровну его творческий порыв сильного впечатления не произвел. Поведение же Александра Сергеевича ей показалось странным и непоследовательным. Такое откровенное отвержение ударило по самолюбию великого поэта. И в памяти засело не реализовавшееся чувство. Только спустя восемь лет, Анна Петровна наконец решилась дать Пушкину то, на что он так долго претендовал. К тому времени, Александр Сергеевич был уже известным поэтом, а г-жа Керн, все так же продолжала флиртовать и наставлять рога мужу. Источники говорят, что у нее уже были связи со многими из лицеистских сокурсников поэта. Отчего же было не поделиться своим сокровищем с великим человеком. Была бы просто кокетка Анна Керн, а так самим Пушкиным уважена. После момента близости, отношение Пушкина к ней резко сменяется на негативное. И ноги у г-жи Керн оказываются не хороши, как упоминает он в своих письмах. Просит друга вообще ему о ней не напоминать, называет ее «нашей вавилонской блудницей» и однажды даже дурой. Произошла на самом деле, простая ситуация - он слишком много выдумал в отношении ее, и столкнувшись в реальности разочаровался. И.С. Тургенев который встретился с Анной Керн уже в зрелом возрасте описывает ее, как не особо умную и привлекательную женщину, она показывала ему свой портрет в молодости, он же в своих заметках удивлялся, почему Пушкин был так заинтригован этой женщиной, добавляя, что он ей бы стихов не писал.
Иначе говоря, любая игра в востребованность, недоступность и загадочность, обычно направлена на то, чтобы скрыть собственную ординарность и завысить себе цену на социальном рынке. Как следствие закономерное разочарование и отторжение при реальном и тесном контакте. Взаимоотношения, основанные на обманчивой игре обречены, те же что создаются на открытости, доверии и осознанности имеют долговременную перспективу.