Мясорубка времени неумолимо крутит свой фарш. Казалось бы вот он двухтысячный год. Вчера был, а куда там. Уже 20 лет промчалось. За такой срок человек успевает пройти путь от пеленок до возвращения из армии. Ну, или до учёбы в ВУЗе. Тут у кого как сложится. Конечно, есть и масса других вариантов, но я клоню к тому, что два десятилетия весомый срок жизни. И вот у тех, кому сейчас 18-20 лет есть своя собственная музыка. Свои звёзды и свои музыканты. Но оказался ли забыт Юрий Хой за эти годы?
Вопрос непростой как может показаться на первый взгляд. Да и вообще именно с ним до сих пор всё очень непросто. С вот этим вот воронежским пареньком, который начал увлекаться музыкой в 80-х.
С самого начала Юрий сделал ставку на модный в ту пору панк рок. Ну, то есть как модный? Металл был моднее, но его и играть тяжелее. Поэтому «Сектор газа» пошли довольно простым путём. А самое забавное здесь с моей точки зрения, что вместо классического варианта – гитара, бас и барабаны были использованы синтезаторы на записи. При этом концертный вариант группы был вполне себе полноценным. С живым ударником, басистом и гитаристом.
Вот снимок, сделанный в декабре 90-го года в городе Калач, где они были с гастролями. Население городка к слову около 20 тысяч человек.
Как видно на предыдущем фото вне сцены это были обычные парни без всяких там косух, цепей и рваных джинсов. С самого начала группа чётко отделяла обычную жизнь от сценического образа. Для фотосессий-то Юра одевался как-то так.
Снимок того же периода.
Ещё одно широко известное фото начала 90-х.
А как вам такая причёска?
Всё те же годы активных гастролей и первых альбомов. Как раз в 1991 году первый альбом-то и был выпущен. Более того группа успела выпустить его на пластинке. Это тот самый знаменитый «Колхозный панк» составленный из материала двух любительских первых альбомов. Заглавная песня с которого сделала Юрия знаменитым в абсолютно разных кругах.
Параллельно с выходом альбома группа много выступала. Кто бы, что не говорил, а именно концертный опыт решает всё. Чем больше музыкант проводит времени на сцене, тем больше толку будет в итоге. Можно сказать, что все эти выступления в крошечных городках эдакий вклад в своё собственное будущее. Конечно, далеко не факт, что группа взлетит. Это случается крайне редко, но в любой биографии музыкантов именно живые выступления дали нужную практику. И пусть уникального рецепта как стать звездой не существует, но точно одна из его составляющих это концерты.
Фото же из Таганрога образца 1991 года. Как видно на сцене полноценный состав с живыми барабанами.
Всё тот же 1991 год, но здесь Юрий видимо на какой-то свадьбе. Естественно внешний вид у него как у самого обычного мужика.
Посиделки на природе. Это такой вот классный период в истории любой группы, когда популярность только начинается, но ещё не приелась. Все молоды и жизнь кажется бесконечной.
Гастроли в Питере 1992 года. Юрий всё ещё носит порванную одежду на сцене.
Очередная фотоссесия того же периода.
Собственно, вот какими-то примерно такими их многие и запомнили в 90-е. Хотя были ли они на самом деле такими? Скорее нет. Но ирония в том, что Юра хоть и отделял внешний сценический вид от простой жизни, но жизнь-то он проживал как раз простую.
Точно такую же, как и многие его ровесники. В обычных квартирах, гостиницах и провинциальных городах. Я думаю именно поэтому он так и оказался близок народу, что не играл в текстах никакой роли. Он и был тем, о ком пел в своих песнях.
В этой фотографии прекрасно всё. А самое главное знакомо. Я не знаю как вам, а мне доводилось бывать на подобных мероприятиях. Ну, какие там клубы в 90-е в провинции? Какие шикарные казино? Вот оно олицетворение жизни. И что парадоксально к середине 90-х Юрий был уже вполне себе успешным музыкантом.
Но его вечеринки проходили в самых обычных квартирах.
Ну, или вот таких кухнях. Здесь каждая деталь знакома до боли. И именно подобные снимки бытовой жизни, на мой взгляд, объясняют его популярность. Судя по ним и его интервью, это был самый обычный человек, словно из соседнего подъезда. Простой воронежский самородок. Без какого-то там гонора и столичного лицемерия.
Ещё одно фото ушедшей эпохи. Буквально недавно подобные кафе были повсюду и считались чем-то обычным. Сегодня это исчезающий вид. А пиво в подобных бутылках уже и исчезло.
Очередные посиделки у кого-то в квартире. Казалось бы граненый стакан. Всем знакомый атрибут. А давно вы его видели у кого-то в гостях? Уходит ведь в прошлое, если уже не ушёл.
Так же по снимкам хорошо видно, что в середине 90-х Юрий отошёл от имиджа какого-то там неформала и на концертах, по всей видимости, одевался точно так же как и вне сцены. Джинсы, футболка, а иногда и рубашка.
Обычный парень с необычными песнями.
Тогда же во второй половине 90-х у него начались зарубежные гастроли. Германия, Израиль. Если я ничего не путаю, в других странах он не выступал. Если конечно не считать бывшие республики СССР.
Судя по расписанию гастролей, лежащему в сети, планировались выступления и в Нью-Йорке и в Лондоне, но по каким-то причинам они так и не состоялись. Фото же из Иерусалима. Футболка у него тут кстати хороша.
Обратите внимание на одежду. Подозреваю, встреть Юрия в ту пору в поезде, можно было бы подумать, что едет какой-то коммерсант.
Ещё одно фото с концерта.
Браслет тут у него забавный. Хорошо помню, как такие продавались.
Самое интересное, что даже став знаменитым Юрий пел вживую. Во всяком случае, я исхожу из тех видеозаписей, что щедро разбросаны по сети.
Ну и, несмотря на внешний вид обычного мужика на некоторых выступлениях всё же мелькают любопытные футболки. Судя по всему, Юрий достаточно хорошо ориентировался в актуальной музыке.
Фото с бойцами. В армии его до сих пор кстати любят. Никто так и не написал песен по этой теме лучше него. Возможно, сейчас что-то и поменялось, но в конце нулевых именно его «Демобилизация» и «Пора домой» там регулярно звучали.
Это уже 1998 год. Фото из Минска. На смену футболкам пришли рубахи и брюки.
Можно ли увидеть парадокс в том, что тусовка рокеров его не приняла? Скорее нет. Всё-таки вся эта контора рок клубов отдельная тема. И тем удивительнее для меня, что Артемий Троицкий положительно отзывался о творчестве Хоя. Вот как раз они вместе с Бабкиной у него на передаче.
Здесь Юрий с певицей Никой. Вспомните с ходу хоть одну её песню? Я при всей своей любви к поп музыке 90-х лично нет.
А тут он с Андреем Державиным. Удивительное фото.
Слева стоит, кажется, Кай Метов, далее Оксана Почепа и Юрий. Хорошая компания, да?
Ну и ещё фото с Каем Метовым.
Насколько я знаю, совместных концертов с какими-то рок звёздами у Юрия не было. За исключением Егора Летова. Они вместе играли в Воронеже. Но дружбы естественно не сложилось. Слишком уж они были разными. Когда я докучал вопросами работникам котельной «Камчатка», то по поводу Юры было сказано, что, слава богу, он не бывал там. И сказано было с явным пренебрежением.
Так получилось, что среди тех, где ему должно было найтись место, он был чужим. В рамки же поп музыки он не вмещался. Нет, не из-за мата. Его кстати у него не так уж и много в песнях. Но согласитесь, что «Сектор Газа» и группа «На-на» это абсолютно разные жанры.
Для меня история «Сектора Газа» это уникальный прецедент, когда группа из провинциального города становится не просто известной, а собирает большие залы по всей стране. Можно ли назвать её культовой? Не знаю. Но точно я вижу, а точнее слышу, что Юрий не забыт. Даже спустя 20 лет после смерти я слышу его песни, то в проезжающей мимо машине. То у кого-то на телефонном звонке.
Юрия не стало ровно 20 лет назад. Это довольно большой срок и как по мне время уже рассудило, что он был не человеком одной песни или одного дня. Вовсе нет. Время скорее подтвердило то, что он был хорошим народным поэтом. И я знаю, что сейчас скажу для кого-то кощунственную вещь, но для меня он поэт не хуже Цоя или Есенина. Нет, это не уровень Шевчука или Гребенщикова, но в своей нише он был хорош и разнообразен.
Позже его наследием спокойно пользовалась и группа «Король и Шут» и тот же Шнуров. Но если уж я сравнил его выше с Цоем, то не могу не отметить странность. О нём не снимают документальные фильмы. О нём не пишут подробных и хороших книг. Его не существует среди официальных СМИ, но и для андеграунда его тоже словно нет. По какой-то иронии судьбы он так и остался чужаком для всех. А это ли и не есть ли панк рок? Даже спустя 20 лет после смерти так и быть неудобоваримым и несъедобным абсолютно для всех. Но не для публики. Публика-то как раз простого воронежского парня как слушала, так и продолжает слушать. Чем и я сегодня займусь.
На сегодня же всё. Спасибо вам за внимание и надеюсь было интересно. Вместо постскриптума скажу, что могила Юрия Хоя единственная, где я был среди могил наших рокеров. Я не пошёл к Янке, будучи в Новосибирске. Не пошёл я к Майку Науменко и Башлачеву с Цоем, когда был в Питере. Не был я и на могиле Олди, хотя мне до Калининграда рукой подать.
А вот к Юре счёл своим долгом пойти, когда посещал Воронеж. Осталось доехать до Омска и сходить к Летову. Это ещё одна ключевая фигура среди отечественной культуры, но то совсем другая история.
Вот теперь точно всё. До новых встреч и ещё раз благодарю за внимание.