Найти тему
soullaway soullaway

20 лет без Юрия Хоя.

Мясорубка времени неумолимо крутит свой фарш. Казалось бы вот он двухтысячный год. Вчера был, а куда там. Уже 20 лет промчалось. За такой срок человек успевает пройти путь от пеленок до возвращения из армии. Ну, или до учёбы в ВУЗе. Тут у кого как сложится. Конечно, есть и масса других вариантов, но я клоню к тому, что два десятилетия весомый срок жизни. И вот у тех, кому сейчас 18-20 лет есть своя собственная музыка. Свои звёзды и свои музыканты. Но оказался ли забыт Юрий Хой за эти годы?

Вопрос непростой как может показаться на первый взгляд. Да и вообще именно с ним до сих пор всё очень непросто. С вот этим вот воронежским пареньком, который начал увлекаться музыкой в 80-х.

-2

С самого начала Юрий сделал ставку на модный в ту пору панк рок. Ну, то есть как модный? Металл был моднее, но его и играть тяжелее. Поэтому «Сектор газа» пошли довольно простым путём. А самое забавное здесь с моей точки зрения, что вместо классического варианта – гитара, бас и барабаны были использованы синтезаторы на записи. При этом концертный вариант группы был вполне себе полноценным. С живым ударником, басистом и гитаристом.

Вот снимок, сделанный в декабре 90-го года в городе Калач, где они были с гастролями. Население городка к слову около 20 тысяч человек.

-3

Как видно на предыдущем фото вне сцены это были обычные парни без всяких там косух, цепей и рваных джинсов. С самого начала группа чётко отделяла обычную жизнь от сценического образа. Для фотосессий-то Юра одевался как-то так.

-4

Снимок того же периода.

-5

Ещё одно широко известное фото начала 90-х.

-6

А как вам такая причёска?

-7

Всё те же годы активных гастролей и первых альбомов. Как раз в 1991 году первый альбом-то и был выпущен. Более того группа успела выпустить его на пластинке. Это тот самый знаменитый «Колхозный панк» составленный из материала двух любительских первых альбомов. Заглавная песня с которого сделала Юрия знаменитым в абсолютно разных кругах.

-8

Параллельно с выходом альбома группа много выступала. Кто бы, что не говорил, а именно концертный опыт решает всё. Чем больше музыкант проводит времени на сцене, тем больше толку будет в итоге. Можно сказать, что все эти выступления в крошечных городках эдакий вклад в своё собственное будущее. Конечно, далеко не факт, что группа взлетит. Это случается крайне редко, но в любой биографии музыкантов именно живые выступления дали нужную практику. И пусть уникального рецепта как стать звездой не существует, но точно одна из его составляющих это концерты.

Фото же из Таганрога образца 1991 года. Как видно на сцене полноценный состав с живыми барабанами.

-9

Всё тот же 1991 год, но здесь Юрий видимо на какой-то свадьбе. Естественно внешний вид у него как у самого обычного мужика.

-10

Посиделки на природе. Это такой вот классный период в истории любой группы, когда популярность только начинается, но ещё не приелась. Все молоды и жизнь кажется бесконечной.

-11

Гастроли в Питере 1992 года. Юрий всё ещё носит порванную одежду на сцене.

-12

Очередная фотоссесия того же периода.

-13

Собственно, вот какими-то примерно такими их многие и запомнили в 90-е. Хотя были ли они на самом деле такими? Скорее нет. Но ирония в том, что Юра хоть и отделял внешний сценический вид от простой жизни, но жизнь-то он проживал как раз простую.

-14

Точно такую же, как и многие его ровесники. В обычных квартирах, гостиницах и провинциальных городах. Я думаю именно поэтому он так и оказался близок народу, что не играл в текстах никакой роли. Он и был тем, о ком пел в своих песнях.

-15

В этой фотографии прекрасно всё. А самое главное знакомо. Я не знаю как вам, а мне доводилось бывать на подобных мероприятиях. Ну, какие там клубы в 90-е в провинции? Какие шикарные казино? Вот оно олицетворение жизни. И что парадоксально к середине 90-х Юрий был уже вполне себе успешным музыкантом.

-16

Но его вечеринки проходили в самых обычных квартирах.

-17

Ну, или вот таких кухнях. Здесь каждая деталь знакома до боли. И именно подобные снимки бытовой жизни, на мой взгляд, объясняют его популярность. Судя по ним и его интервью, это был самый обычный человек, словно из соседнего подъезда. Простой воронежский самородок. Без какого-то там гонора и столичного лицемерия.

-18

Ещё одно фото ушедшей эпохи. Буквально недавно подобные кафе были повсюду и считались чем-то обычным. Сегодня это исчезающий вид. А пиво в подобных бутылках уже и исчезло.

-19

Очередные посиделки у кого-то в квартире. Казалось бы граненый стакан. Всем знакомый атрибут. А давно вы его видели у кого-то в гостях? Уходит ведь в прошлое, если уже не ушёл.

-20

Так же по снимкам хорошо видно, что в середине 90-х Юрий отошёл от имиджа какого-то там неформала и на концертах, по всей видимости, одевался точно так же как и вне сцены. Джинсы, футболка, а иногда и рубашка.

-21

Обычный парень с необычными песнями.

-22

Тогда же во второй половине 90-х у него начались зарубежные гастроли. Германия, Израиль. Если я ничего не путаю, в других странах он не выступал. Если конечно не считать бывшие республики СССР.

Судя по расписанию гастролей, лежащему в сети, планировались выступления и в Нью-Йорке и в Лондоне, но по каким-то причинам они так и не состоялись. Фото же из Иерусалима. Футболка у него тут кстати хороша.

-23

Обратите внимание на одежду. Подозреваю, встреть Юрия в ту пору в поезде, можно было бы подумать, что едет какой-то коммерсант.

-24

Ещё одно фото с концерта.

-25

Браслет тут у него забавный. Хорошо помню, как такие продавались.

-26

Самое интересное, что даже став знаменитым Юрий пел вживую. Во всяком случае, я исхожу из тех видеозаписей, что щедро разбросаны по сети.

-27

Ну и, несмотря на внешний вид обычного мужика на некоторых выступлениях всё же мелькают любопытные футболки. Судя по всему, Юрий достаточно хорошо ориентировался в актуальной музыке.

-28

Фото с бойцами. В армии его до сих пор кстати любят. Никто так и не написал песен по этой теме лучше него. Возможно, сейчас что-то и поменялось, но в конце нулевых именно его «Демобилизация» и «Пора домой» там регулярно звучали.

-29

Это уже 1998 год. Фото из Минска. На смену футболкам пришли рубахи и брюки.

-30

Можно ли увидеть парадокс в том, что тусовка рокеров его не приняла? Скорее нет. Всё-таки вся эта контора рок клубов отдельная тема. И тем удивительнее для меня, что Артемий Троицкий положительно отзывался о творчестве Хоя. Вот как раз они вместе с Бабкиной у него на передаче.

-31

Здесь Юрий с певицей Никой. Вспомните с ходу хоть одну её песню? Я при всей своей любви к поп музыке 90-х лично нет.

-32

А тут он с Андреем Державиным. Удивительное фото.

-33

Слева стоит, кажется, Кай Метов, далее Оксана Почепа и Юрий. Хорошая компания, да?

-34

Ну и ещё фото с Каем Метовым.

-35

Насколько я знаю, совместных концертов с какими-то рок звёздами у Юрия не было. За исключением Егора Летова. Они вместе играли в Воронеже. Но дружбы естественно не сложилось. Слишком уж они были разными. Когда я докучал вопросами работникам котельной «Камчатка», то по поводу Юры было сказано, что, слава богу, он не бывал там. И сказано было с явным пренебрежением.

Так получилось, что среди тех, где ему должно было найтись место, он был чужим. В рамки же поп музыки он не вмещался. Нет, не из-за мата. Его кстати у него не так уж и много в песнях. Но согласитесь, что «Сектор Газа» и группа «На-на» это абсолютно разные жанры.

Для меня история «Сектора Газа» это уникальный прецедент, когда группа из провинциального города становится не просто известной, а собирает большие залы по всей стране. Можно ли назвать её культовой? Не знаю. Но точно я вижу, а точнее слышу, что Юрий не забыт. Даже спустя 20 лет после смерти я слышу его песни, то в проезжающей мимо машине. То у кого-то на телефонном звонке.

-36

Юрия не стало ровно 20 лет назад. Это довольно большой срок и как по мне время уже рассудило, что он был не человеком одной песни или одного дня. Вовсе нет. Время скорее подтвердило то, что он был хорошим народным поэтом. И я знаю, что сейчас скажу для кого-то кощунственную вещь, но для меня он поэт не хуже Цоя или Есенина. Нет, это не уровень Шевчука или Гребенщикова, но в своей нише он был хорош и разнообразен.

Позже его наследием спокойно пользовалась и группа «Король и Шут» и тот же Шнуров. Но если уж я сравнил его выше с Цоем, то не могу не отметить странность. О нём не снимают документальные фильмы. О нём не пишут подробных и хороших книг. Его не существует среди официальных СМИ, но и для андеграунда его тоже словно нет. По какой-то иронии судьбы он так и остался чужаком для всех. А это ли и не есть ли панк рок? Даже спустя 20 лет после смерти так и быть неудобоваримым и несъедобным абсолютно для всех. Но не для публики. Публика-то как раз простого воронежского парня как слушала, так и продолжает слушать. Чем и я сегодня займусь.

На сегодня же всё. Спасибо вам за внимание и надеюсь было интересно. Вместо постскриптума скажу, что могила Юрия Хоя единственная, где я был среди могил наших рокеров. Я не пошёл к Янке, будучи в Новосибирске. Не пошёл я к Майку Науменко и Башлачеву с Цоем, когда был в Питере. Не был я и на могиле Олди, хотя мне до Калининграда рукой подать.

А вот к Юре счёл своим долгом пойти, когда посещал Воронеж. Осталось доехать до Омска и сходить к Летову. Это ещё одна ключевая фигура среди отечественной культуры, но то совсем другая история.


Вот теперь точно всё. До новых встреч и ещё раз благодарю за внимание.