В обыденной жизни понятно, что испытания в жизни нужны, через них мы взрослеем. Если есть возможность, наиболее продвинутые идут к психотерапевту, психотерапевт выявляет закономерности ошибок в поведении и помогает их исправить. А бывают события, которые вторгаются в твой мир как тайфун, их по-человечески и не объяснишь, как только зло, которое навёл дьявол. Вот именно эти события мы и называем искушениями.
У Ивана Сергеевича Тургенева есть неоконченная пьеса «Искушение святого Антония». Вот смог же автор художественно, даже, мне кажется, гениально показать механизм самого искушения! И очень-очень серьезного.
Речь идёт об отшельнике, монахе. Имя его Антоний. Образ, конечно, собирательный. Живет он в пещере на берегу моря. По происхождению - итальянец. Вот уже двадцать лет Антоний проводит в молитвах. К нему время от времени приходит мальчик, приносит еду, часто они вместе молятся. Антоний наставляет отрока к духовной жизни. Красиво звучит у Тургенева:
«Иль иногда мы вечером пойдём на берег моря... сядем, и ему я говорю о Боге, о святых...».
И вот в эту неторопливую , богодухновенную жизнь вторгается Сатана! Брошены все силы, чтобы погубить старика! В море сидят два бесёнка и караулят старца, следят за каждым его шагом. Тургенев вводит в свой сюжет возлюбленную Сатаны - Аннунциату. Очень красивую, обольстительную женщину, о которой бредят многие молодые люди, жаждут ее любви, умирают по первому ее капризу. Аннунциата о них не сожалеет. Она помогает Сатане искушать Антония. И вот каким образом!
Вечером, под видом промокшего под дождем путника, Сатана приходит на берег моря, где сидит Антоний. Сатана принял облик давнего друга старца и назвался его именем - Карло. Антоний узнает своего товарища, с которым воевал в молодости, пускался в молодецкие приключения. Но тут ему вспомнилось, что Карло был убит в бою! Карло - Сатана убеждает монаха, что ему удалось выжить и чтобы все рассказать просит пустить Антония его на ночлег. При этом удивляется аскетическому житию старца, что живет он в пещере, но уверяет в в своей непритязательности, говорит, что не из нежных. Начал рассказывать о том, как валялся после боя дня два на земле, как его нашли, подняли и вылечили. Ну а потом мыкался по свету. Напоминает Антонию об их лихих похождениях в юные годы. Антоний не удержался и спросил о своей любимой девушке Марцеллине. Нет ли у Карло каких либо сведений о ней. Сердце Антония помнит ее. В нем ещё, оказывается, жива любовь. Карло небрежно отвечает: «Каюсь, отче: сгубил я бедную твою Марцеллину!». Тут же замечает, как засверкали глаза у Антония. Здесь начинается повествование о встрече Карло и Марцеллины, уже спустя два года, как Антоний и Марцеллина расстались.
Дело было в Болонье. Девушка очень тосковала по своему любимому. На ее кровати лежала шляпа Антония. А Карло навещал ее часто, наконец, объяснился ей в любви. Их любовная связь длилась три месяца. Карло проговаривает, будто бы стараясь успокоить Антония: «Она не любила меня, как любила тебя, то прятала твою шляпу, то со слезами доставала ее... плакала без причины, ревновала... но я не был счастлив... я так же внезапно ее разлюбил, как полюбил...». Карло покидает Марцеллину. А через два дня ему приносят записку от неё : «Карло, Вам принесут эту записку в два часа, а в двенадцать я утопилась. Не из любви к Вам, нет - я с нетерпением ждала разлуки с вами, я вас не люблю и не любила никогда... хотя и по собственной воле изменила Антонию... я решила умертвить себя, потому что мне, право, совестно...даже гадко жить. Я иду к реке топиться... Если вы когда - нибудь увидите Антония, скажите ему, что я его любила». Карло показывает Антонию это письмо и Антоний узнаёт подчерк Марцеллины. Он произносит: «О Боже мой! Как тронут я глубоко...
Как я дрожу и сам себе не верю,
Как сердце бьется. К старческим губам
Прижмись письмо... прижмись крепче, ближе».
Карло опять берётся вспоминать совместные переживания на войне. Антоний слушает его задумчиво. В его голове проносятся мысли: «Да...да. Как странно, точно из тумана
Прошедшее спокойно выплывает...
Мой Бог, не ложный Бог...
Я знаю - нет, меня ты не покинешь
Не покидал меня ты никогда...
Но - милый образ женщины любимой!». Карло ироничен: «Подумаешь! Отшельник круглый год. Живет один, все думаете Боге - к Нему стремится жадно и себя
И позабыть и умертвить желает...
Как бы не так! Себя не умертвишь!». Интересно Тургенев описывает как волны морские поддерживают Антония: «...мы с тобой сдружились,
Тебя мы любим, ты велик,
Как мы - свободен...
И много, много бурь, старик,
Как мы, ты вынести сумеешь».
Но тут Карло предлагает товарищу свои возможности вызвать из гроба Марцеллину. Антоний ошарашен, не доверяет, обвиняет Карло в колдовстве, но поддаётся уговорам и увещеваниям, что то не колдовство, а тайная наука. Даёт согласие.
Под видом Марцеллины приходит Аннуциата. Антоний дрожит от волнения, даже узнаёт голос Марцеллины. Ложная Марцеллина напоминает монаху о тех днях, когда они были счастливы. Антоний погружается в приятные воспоминания. Старик забывает о своём возрасте: «Я молод Марцеллина! Послушай, дай мне шляпу... Куда пойдём?». Подруга Сатаны поёт ему песенку; «Мой друг, мой царь, пойми меня, пойми...». Воспоминания глубоко завладели Антонием, но они же стали выводить его на верную дорогу: «Но Марцеллина, скажи мне, отчего вчера... или нет - когда мы с тобой в последний раз ходили за город? Ну все равно... отчего я шёл скоро все вдаль, вдаль - и почти забывал тебя? Ты не могла поспевать за мною и изредка жаловалась - я останавливался и опять бежал вперёд. Чего искал? Куда стремился? Не была ли ты со мной?».
Вот здесь произведение Тургенева обрывается, оно не закончено. Мы сами его закончим в своём уме. Антоний не может сразу выйти из гипнотического сна. Но он помнит, глубоко-глубоко свою цель. Он верит, что Бог как и раньше не оставит его . Но Бог даёт возможность Антонию выиграть поединок самому. Господь сам был искушаем некогда в пустыне во время сорокадневного поста и отверг трехкратное искушение Сатаны. Утвердив истину жизни . В одном из своих посланий апостол Павел пишет о том, что Господь был искушён и может искушаемым помочь. В пьесе Бог верит в силы Антония. Искушение страшное. Монах вот-вот упадёт! Но нет! Даже когда сознание засыпает, его вера остаётся с ним. Вера - это не только сознание! В таких искушениях психотерапевт отступает. Только Христос остаётся рядом. Это испытание попустилось молитвенному старцу, он силён своей верой и молитвой. И то еле-еле устоял. Порой появляется страх - а вдруг я, простой человек не устою! Успокаивает знание того, что мы часто слышим на проповеди в храме, Господь не попустит нам таких искушений, которые мы не сможем вынести. Немного смущали меня слова в молитве «Отче наш» - «и не введи нас во искушение». Но вот есть такие строки у преподобного Иоанна Кассиана; «Итак, слова «не введи нас во искушение не то значит, что «не попусти нам когда - либо искуситься, но не допусти нам быть побеждёнными». Становится немного понятней, когда в храме слышишь, что искушение - это одна из важнейших ценностей нашей жизни . Преподобный Исаак Сирин пишет о том, что вне искушений не усматривается Промысл Божий. Получается, что искушением надо дорожить верующему человеку.