Найти тему
Леди за омлетом

Леди говорит: Настя Веремьёва

(ИЛИ История историка: нужно ли гуманитарное образование?)

Настя Веремьёва, редактор месяца, рассказывает, как гуманитарное образование помогло ей построить карьеру в PR, и почему историки — это настоящие волшебники. Манифест и полезное резюме — в конце разговора.

из архива Насти
из архива Насти

Настя, расскажи, что у тебя сегодня на повестке дня? О чем сегодня будет думать твоя PR голова?

Честно говоря, сегодня на редкость думаю не о работе:) Моя задача в этом месяце (или году) — наконец продумать и организовать режим отдыха. (Вот этому почему-то нигде не учат — но это то, чему необходимо научиться самостоятельно!)

А как ты разграничивала работу, учебу и отдых во время студенчества?

В университете я сочетала учебу, работу, тусовки и репетиции с выступлениями. Сон я брала у себя авансом из будущего. Мы пели (да и сейчас иногда поем) с подругой с физфака МГУ, куда я постоянно ездила после занятий на истфаке (прим. — Настя училась на историко-филологическом факультете РГГУ, российско-французском отделении исторической антропологии). У них постоянно проходят конкурсы, фестивали, творческие вечера: физики очень музыкальные ребята!

Так вышло, что я всю жизнь была гуманитарием среди “технарей”: училась в физмат-гимназии, лучшими друзьями были ребята из физмат-лицея, в студенчестве постоянно ездила на Физтех и в Бауманку, пела с физиками, а теперь работаю с технологическими предпринимателями :)

А ты, кстати, чувствуешь разницу между гуманитариями и “не гуманитариями”?

Это супер тонкая грань. Каждый человек уникален. Сейчас я уже не очень люблю любого вида типологизацию людей: а тогда просто прикольно было говорить, что я гуманитарий в толпе технарей :)

Ты придумала себе PR-повод, PR-историю :)

Да! Хотя тогда отличия казались заметными. ”Физматы” как будто меньше заморачивались. Для меня это важно в любых отношениях: говорить начистоту, не додумывать себе что-то, а обсуждать всё прямо. Принцип радикальной честности. Гуманитарии, как мне казалось, вообще не очень любят применять аналитическое мышление и зачастую усложняют. А еще, наблюдала я, у технарей чувство юмора лучше!

Это, кстати, удивительно, потому что гуманитарии явно больше читают — а любой контент, даже история, содержит в себе какие-то шутки.

Когда ты постоянно перерабатываешь огромные объемы информации, препарируешь разные идеи, то может быть сложно и не до юмора. Недавно смотрела: в моем дипломе огромное количество самых разных узких подтем и курсов. Нам дали инструменты, с помощью которых можно анализировать одну и ту же информацию под очень разными углами. После такого сложно просто так читать ту же популярную историю, как любят некоторые технари — скажем, Эдварда Радзинского, — профдеформация :)

Я совершенно не представляла, как образование поможет мне в будущем. Так как я училась на российско-французском отделении, то думала: окей, перееду во Францию, колыбель гуманитарных наук. Это невероятно важная область исследований, и очень жаль, что у нас в стране это не только не поощряется бюджетами, но и в какой-то степени подавляется. Мои любимейшие, гениальные преподаватели вынуждены совмещать множество разных мест работы, чтобы как-то зарабатывать. Это в корне неправильно! Когда у меня появится возможность, я сделаю всё, чтобы это изменить.

У меня тоже никогда не было бэкграунда, который позволил бы мне не задумываться о самообеспечении и заниматься чем угодно вне зависимости от того, приносит это деньги или нет.

И для заработка ты выбрала PR?

Это произошло не сразу. На первом курсе я подрабатывала курьером, со второго начала работать в организации бизнес-мероприятий, внезапно открыв в себе любовь к администрированию. Не знаю, как получилось, что я стала старостой на все пять лет обучения, но для меня это было личным открытием: оказалось, что скромность не помеха “рулить”. Дальше я лет пять проработала в ивентах, прежде чем прийти в пиар и влюбиться в него.

Но тогда, в университете, я не представляла, как смогу прекратить занятия наукой. Мы чувствовали себя волшебниками: ты год за годом погружаешься в магию, которая доступна только вам, ученикам Хогвартса :) Теперь ты всегда будешь видеть то, что другие не видят, смотря новости или выступления политиков. Теперь ты иначе обсуждаешь те или иные темы — друзья периодически ругают за страсть к дискуссиям. Очень не хватает в такие моменты университетских встреч :) Мы спорили на занятиях, на перерывах, в столовой, в барах и парках. Это было великолепно и когда-нибудь, возможно, я к этому вернусь со всей серьезностью. Еще тогда меня приглашали в аспирантуру на кафедру гендерных исследований и на кафедру теории и истории гуманитарного знания — мои любимые.

Гуманитарии учатся дискутировать, отбрасывая личное. История вообще должна быть безоценочной во всем — к сожалению, ее постоянно пытаются использовать в обратном ключе, чтобы оценить ее или оценивать с ее помощью. В итоге у людей слово “история” ассоциируется со списком дат на первой странице школьного учебника и черно-белым делением “вот мы выиграли, мы молодцы, а вот тут просто обстоятельства так сложились, и мы все равно молодцы”. Магия настоящей истории — в бесконечном ракурсе времени, которое она охватывает, и бесконечном количестве точек зрения и концепций.

Любишь ли ты обсуждать сослагательное наклонение в истории? И можно ли вообще так делать с научной точки зрения?

Только чтобы побаловаться :) Историкам и так хватает множественности версий произошедшего. Это касается школ истории, которые не выстраивают прямолинейные закономерности и ныряют глубже.

В тему про сослагательное — а если бы Ленин не приехал в Россию…?

Ой, как же я не люблю XX век :) Не он — так был бы другой. Тут как с отношениями — ты сам притягиваешь тот или иной тип людей и формат вашего взаимодействия. Вот и с Россией так: странно снимать ответственность с населения за то, что у них происходит в политике. Историю страны создает ее народ. Политических перемен это тоже касается. В университете меня вечно тянуло в тему массовой психологии в истории и, в конце концов, это закончилось дипломом про массовый террор.

Ух ты!

Да, я занималась эпохой террора Французской революции. Полезно для трезвости мышления и осознанности в настоящем, знаешь ли:) С тех пор не могу не воспринимать любые политические волнения сквозь призму тех знаний: события разные, а массовая психология работает по тем же правилам. Когда-то я еще ехала на Болотную — мы переживали это как личную драму, а затем отношение постепенно поменялось. У нас не развивается никакой реальной активности как, скажем, во Франции.

Меня очень поразила история, что они реально добились снижения пенсионного возраста для железнодорожников после повышения. Они изменили повестку, а у нас для всех ввели, и никто не вышел — все как бы смирились...

Именно. А мы смеемся: глупые французы, им лишь бы не работать. Ребят, это исторически сложившееся взаимодействие: люди выбирают менять. У нас люди предпочитают, чтобы выбирали за них: нечего жаловаться.

Используешь какие-то исторические параллели в работе? Вот есть такой стартап, и он как Сталин..

Кажется, я со временем вышла из этой парадигмы. Вот во время учебы исторические персонажи могли стать друзьями или даже альтер-эго: одногруппница мне говорила “ты мой Робеспьерчик” :)

Я бы сказала, что случаются другие параллели: каждый новый проект — новый виток твоей личной истории. Как и в общечеловеческой: цивилизации появляются, развиваются и исчезают, оставляя свое наследие потомкам. Люди учатся и не учатся на своих ошибках. Вот и я так же, и мои коллеги. Иногда, например, чтобы научиться тому, что отдых — не порок, а необходимая часть даже рабочего процесса (если, конечно, хочешь круто перформить), требуются годы.

Ответственность за каждым человеком — мы сами ответственны за то, что с нами происходит.

Да: история может научить, но только если ты сам искренне хочешь. Как в школе. Была у меня практика преподавания истории семиклассникам — не самый любимый опыт…

Почему?

Есть часть замотивированных учеников: внимательных, отвечающих на вопросы, любознательных. А есть задние ряды, которые невозможно мешают — настолько, что иногда хочется просто выйти и не возвращаться.

А ты им кричала «галерка, тихо»?

Я не умею кричать в принципе, да и какой смысл — не пришла же я срывать собственные связки за их родителей. Конечно, пробовала замолчать, или подойти и замолчать, как-то внимательно посмотреть — помогает максимум на пять минут. Я предпочитаю частное преподавание: все участники заинтересованы в результате и время используется максимально продуктивно.

Как считаешь, есть ли аналогия с тем, что ты оказываешь, например, бесплатные консультации и платные? То есть бесплатно человек условно приходит в школу на урок истории, а платно он занимается с репетитором.

Отличная аналогия — да, так оно и работает. Весной в качестве антикризисной помощи я дала огромное количество бесплатных консультаций. В результате я заметила, что с некоторыми людьми не чувствую полноценной обратной связи: выкладываюсь по максимуму, разжевываю стратегию, а человек не так уж чтобы вникает: позже в переписке начинает задавать вопросы, на которые я уже отвечала. В этом обесценивание знаний и чужой работы. Посмотрите, сколько людей записывается на бесплатные курсы, и сколько их по-настоящему до конца проходят. На платных консультациях совсем другой эффект: человек мало того что записывает каждое твое слово, так еще и возвращается с результатами по внедрению твоих советов в бизнес. Теперь одна из целей года — не работать бесплатно, даже когда безумно нравится проект или люди, которые его развивают. Будет сложно, ведь я привыкла отдавать этому много времени и сил :) К тому же, PR для меня не столько про деньги, сколько про искренность и возможность действительно изменить мир. У пиарщиков огромное количество власти, пусть большинство людей об этом и не догадывается. Мне кажется, важно научиться использовать ее во благо.

А тебя, кстати, мотивирует такое? Это наверное не тщеславие, но всё-таки возможность влиять на людей, менять мировоззрение.

У меня с детства какое-то дичайшее стремление бороться с несправедливостью. Я прихожу в ярость, видя, как обижают слабых, как побеждает ложь, как безнаказанно творится беспредел. В какой-то момент я поняла, что открытая борьба плохо работает: она ассоциируется с давлением и высмеивается (люди защищаются). Это хорошо видно по ярким акциям тех же феминисток и тому, какие результаты они приносят. Да, громко, да, что-то заявили — но в итоге большинство людей считают, что феминизм — это про небритые подмышки. Они не понимают, что настоящие феминистки трудятся над изменением политических и общественно-социальных вопросов изнутри. Они работают и пробивают стены. Так и совершаются настоящие изменения. Поэтому пиар как возможность и умение влиять на информационный фон изнутри, не очевидно, без давления, для меня потенциально является наиболее перспективным способом искусно менять мир к лучшему.

Недавно интервью у «Подруг» с Толоконниковой как раз про то, что наверное должен быть и акционизм, и реальное действие, они показывают нам разные стороны.

Да, соглашусь — наверное просто каждый должен заниматься тем, что у него лучше выходит, чтобы принести наилучший результат.

Для историков такие ситуации тоже предмет горячих обсуждений. А еще они способны адекватно оценить любой акционизм. Вот как у нас сейчас отнеслось общество к ситуации с Флойдом? Можно почитать — столько разных мнений, но нет понимания исторического и социального контекста страны, в которой все происходит. Не взирать на все с одной и той же, “своей” колокольни — вот еще чему, грубо говоря, учит история. Проводить фактчекинг, применять источниковедческие инструменты — несмотря на то, что современникам в любом случае сложнее всего оценить происходящее.

Блин, это же круто, что у тебя развился такой новый полезный навык во время учебы.

Ну да, и поэтому высшее образование для меня — не про получение специальности. Прикладную специальность эффективнее получать сразу на практике. Глубокое гуманитарное образование даст тебе высокую скорость в освоении любой новой профессии, а также гарантирует качество результатов любых твоих интеллектуальных процессов. То, что дал мне истфак, помогало мне в ивентах, помогает в пиаре, и поможет еще во многих новых сферах, которые я буду осваивать, чтобы развиваться дальше. И еще лично мне регулярный поток новых знаний и мыслей “на подумать” приносит настоящее наслаждение и любовь к жизни.

Классно получилось! Прямо манифест, почему гуманитарное образование — это важно и нужно!

Спасибо! Буду рада, если кому-то пригодится. Давай резюмируем?

Что дало мне высшее гуманитарное образование (и может дать вам):

  • Открытие новых личных навыков, которые могли не проявиться в школе. Большинство школ давят и ограничивают проявление личности: это даже не проблема системы образования, а особенности социального взаимодействия в подростковом возрасте.
  • Инструменты для анализа информации под разными углами. Инструменты, которые можно применять в течение всей жизни — никогда не устареют.
  • Навык обрабатывать огромное количество данных без упущения качества восприятия.
  • Отделять личное от любого предмета разговора и обсуждать тему безоценочно. Уметь дискутировать и находить новые смыслы.
  • Привычку критически подходить к любой точки зрения и учитывать контекст. Адекватно воспринимать происходящее и не верить никому на слово.
  • Знакомство с невероятными, умнейшими людьми, поговорить с которыми и чему-то у них научиться — редчайшая возможность.
  • Чуть больше занудства, чем было раньше :)