В давние времена существовал такой обряд – похороны мух. И хоть главными «героинями» были цокотухи, вместе с ними на тот свет ритуально отправляли комаров и других насекомых. Одним из первых этот обряд описал этнограф С.В. Максимовым.
На Севере Руси похороны мух называли «потешными». Устраивали этот обряд девушки. Сначала из разных овощей: репы, моркови, брюквы вырезали маленькие гробики и складывали в них мух. Делали это шутливо торжественно, иногда с причитаниями и даже плачем. Затем тела насекомых не менее торжественно предавали земле. Другие девушки в это время вооружившись тряпками, полотенцами гнали мух из домов, приговаривая: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или «Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя себя съешь». В некоторых деревнях считалось, что выгонять насекомых необходимо, размахивая мужскими штанами
Этот обряд совершался 8 сентября. Но, по словам исследователя Максимова, мог повторяться и в конце сентября и в октябре.
Смысл обряда заключался не только в уничтожении и выгоне насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время «мушиных похорон» девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась осенняя пора свадеб. Девушки надевали лучшие наряды, старались отличиться шуточными приговорами и песнями.
Практически любой народный обряд состоит из конкретного действия и сопровождается специальными речами. Когда хоронили, насекомых приговаривали так:
«Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком —
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали»
После того как насекомых закапывали в землю, начинался следующий этап праздника. Начиналась «охота на лосих». Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать.
Заканчивался праздник застольем. Обязательно на столе присутствовал ржаной пирог, творог, яйца, овсяная каша и ягодное вино. Сама трапеза так же была обрядовой и включала элементы игры. Старшая женщина брала в руки хлеб, остальные члены семьи водили вокруг хоровод и пели песни. Затем хлеб делился между собравшимися. У праздника «похороны мух» было особоен значение. Именно с него начинались более значимые праздники урожая: чествование Рода и Рожаниц, бабье лето. Урожай собран, можно и повеселиться на славу.