Найти в Дзене
СССР-75737

Мифы о советской авиации.

Есть несколько часто встречающихся мифов, с которыми мне хотелось бы разобраться в этом тексте.

1. Про Ту-4 есть легенда , что он был до винтика скопирован с Б-29. Якобы скопировали даже фотоаппарат, который случайно висел в кабине.

На самом деле Ту-4 имел некоторые отличия от Б-29. В первую очередь это двигатели АШ-73ТК. Также иными были: аппаратура опознавания "свой-чужой"(СРЗО "Барий"), кресла экипажа (наши рассчитаны на размещения парашюта в чашке сидения), УКВ радиостанции, оборонительное вооружение (пушки НС-23), система дистанционного управления. Также , со временем проект проходил модернизацию, которая всё больше отдаляла его от американского оригинала.

2. Практически любой рассказ о создании Ил-18 начинается с упоминания одноименного проекта 1946 года. Я неоднократно встречал фразы, что серийный Ил-18 чуть ли не был разработан сразу после войны. На самом деле у Ил-18 (1946) были другие двигатели, другие винты, другой киль, другое крыло, другие стойки, другая кабина, другое оборудование. Общим является только диаметр фюзеляжа. То есть несомненно , опыт полученный при проектирования Ил-18 в 1946 году пригодился при разработке другого Ил-18 в середине 50-х годов, но по-сути это совершенно разные самолеты.

-2

3. Ту-116 . С этим самолетом связаны две другие легенды : одна гласит что на этом самолете Хрущев летал в Америку , а другая, что он отказался на нем летать т.к. "выход их задницы". В некоторых версиях легенды эти слова приписывают жене Хрущева.

На самом деле Ту-116 проектировался как резервный вариант , на случай если работы по Ту-114 затянутся. Чтобы понять почему Хрущев выбрал Ту-114 достаточно побывать на обоих бортах и сравнить. У меня такая возможность была , я был внутри обоих самолетов и разница для меня очевидна. Размер пассажирского салона на Ту-116 значительно меньше хотя бы в силу того, что фюзеляж Ту-95 имеет диаметр 2,9 м , а диаметр фюзеляжа Ту-114 - 4,2 метра.

Делегация, которая летала в США вместе с Хрущевым была достаточно большой, а вместимость салона Ту-116 всего 24 человека ! Так что выбор Ту-114 совершенно понятен.

-3

4. Про Ту-95МС есть легенда , что это самолеты , которые построили чуть ли не при Сталине. На самом деле этот проект прошел достаточно длинную цепочку модернизаций(М,К,КМ,РЦ,142М), а Ту-95МС был создан на основе Ту-142М и был запущен в производство в 1981 году. Кстати последний Ту-95МС был построен уже после распада СССР в 1992 году.

-4

5. Про Ту-104 есть легенда, что после катастрофы Ту-104А СССР-42362 с экипажем Гарольда Кузнецова 17 октября 1958 года было совещание ГВФ , где А.Н. Туполев якобы бросил фразу летчикам ,что "это не самолёт плохой, это вы на нём летать не умеете". Так вот , историками авиации было проведено исследование в архивах, в результате которого стало ясно что это легенда. Действительно было два совещания. Одно, в конце октября, с участием командиров Ту-104 и второе, 2 января 1959 года у зама главкома ГВФ маршала Жаворонкова. Сохранились протоколы тех совещаний. Туполев ни на одно из них приглашён не был и, соответственно, ничего подобного на этих совещаниях не говорил.

-5