Звонки и хамский разговор, угрозы «посадить» или «описать имущество», а то и вовсе «убить» - всё это очень часто случается, если заемщик взял деньги «не в том МФО». Я называю их – МФО-хулиганы.
В статье #Лайфхак Бориса Воронина как их остановить, а также ответы на вопросы:
- что делать если звонят «отмороженные взыскатели долгов»?
- кто они и откуда?
- какими мифами пользуются хулиганы, чтобы наводить страх?
- как правильно писать на них жалобы?
- сколько денег на штрафах они теряют от каждого обращения оскорбленного гражданина?
Кто звонит с грубостями или пакостит в подъезде?
Это не какие-то нанятые «коллекторы со стороны», это Ваш кредитор. То МФО, в котором Вы взяли деньги. Вот и директор ФССП России, выступая 15 июля 2020 в Совете Федерации, привел статистику нарушений, которая подтверждает, что основные нарушители закона о взыскании долгов – МФО. Предлагаю Вам посмотреть короткий фрагмент его выступления.
Обычно у недобросовестных МФО целый «куст» юридических лиц – микрофинансовых организаций. Иногда в этом «кусте» сидит и контора внесенная в реестр ФССП России как коллектор.
Все эти юридические лица у них не живут долго: их изгоняют из реестра МФО, из реестра ФССП России, как только они нахватают штрафов и нарушений. Бывает, что штрафов «набегает» больше 10 млн. руб.
BBVORONIN.RU – мой проект для тех, кто хочет больше узнать или нуждается в помощи с кредитами и долгами. На сайте Вас ждет:
- бесплатный полезный блог;
- возможность принять участие в вебинаре или
- получить индивидуальную консультацию.
Хулиганы обещают приехать
Миф! Хулиганы из МФО не ездят по домам. Они сидят в колл-центрах по разным городам России (больше всего их в Петербурге, Новосибирске и Ростове) и пользуясь интернет-картами, базами данных, содержащими полную информацию о должнике и его семье, запугивают заемщика. Никуда они, конечно, не ездят, да и на какой прием может рассчитывать микрофинансист, запугавший должника?
«Первый звонок»
МФО-хулиганы всегда, когда делают первый звонок должнику, особо не скрываются, свободно говорят про долг и переходят на грубости. Последующие звонки они обычно делают анонимно, не представляясь, с левых номеров и тогда уже начинают кричать и прямо угрожать заемщику и его семье.
Это не случайно. Они боятся, что разговоры будут записываться должником, а вот в «первом разговоре» это еще маловероятно: такое хамство со стороны сотрудника МФО бывает сюрпризом для заемщика, тем более, после улыбчивых сотрудников в точке выдачи микрозаймов и вежливых операторов колл-центра, уговаривающих будущего заемщика взять микрозайм…с мегапоследствиями.
Даже если звонящие хулиганы не представляются, Вы можете вычислить их, подумав, с кем из МФО (если Вы брали более одного займа) Вам еще не получилось договориться. Вычислить можно по сумме долга, по тому, с кем Вы говорили до того, как начали звонить хулиганы.
Продали долг коллекторам
Как правило, и это оказывается неправдой! Это всего лишь один из способов давления на заемщика. Часто эти же сотрудники начинают названивать должнику от имени выдуманных коллекторов и требовать в 2-3-5 раз больше реальной суммы долга. Рассчитывают они на то, что заемщик от испуга побежит просить МФО вернуть долг обратно и заплатит им любую названную сумму. Это обычный «развод на деньги».
Да, МФО продают долги профессиональным коллекторам, но не ранее 6-12 месяцев после наступления просрочки и обычно для заемщика все складывается даже лучше, потому что ФССП России тщательнее надзирает за коллекторам, чем Банк России за микрофинансистами. В результате бесконечные звонки прекращаются, у заемщика появляется возможность погасить долг со скидкой или профессиональный коллектор обращается в суд, по решению которого начинает списываться 50% дохода заемщика.
Важно понять
Хулиганы очень искусны в организации давления на должника. Это целые «школы» запугивания должников. Противостоять этому можно только одним способом – направить жалобу в государственные органы и допускать минимум общения с МФО-хулиганами, как только они начали грубить. Пробудить совесть или договориться с ними не получится. Жалоба в ФССП России и Банк России – это единственное, на что они «правильно реагируют».
Инструкция: куда и как писать жалобы на коллекторов
На кого жаловаться
В жалобе надо обязательно указать название и ИНН МФО из договора («торговую марку», наименование на «вывеске» указывать не обязательно).
Что писать
Перечислить угрозы, оскорбительные смс, надписи в социальных сетях и прочее (делаете копии экрана, описываете своими словами). Без канцелярщины, а как есть, максимально близко к оригинальным угрозам. Называете это психологическим давлением (так прямо и пишите).
Если звонят чаще двух раз в неделю, то пишите об этом и называете нарушением частоты взаимодействия в соответствии с Законом 230-ФЗ. В дополнение к этому скачиваете из личного кабинета оператора мобильной связи детализацию разговоров и прикладывает ее к жалобе (обязательно).
Раскрытие информации о наличии и/или размере задолженности третьим лицам. Здесь надо указать кому звонили (обычно родственникам), желательно подтвердить это детализацией по номеру, на который звонили МФО-хулиганы.
Указывайте в жалобе в государственный орган правильный номер для связи. Большая часть отказов по жалобам идут из-за того, что государственный служащий не может связаться с заявителем для оперативного подтверждения фактов нарушения его прав.
Куда писать
- в ФССП России (это работает): находите на их сайте в разделе «Территориальные органы» на карте регион, в котором Вы проживаете. Кликаете по карте и получаете емейл для направления жалобы. Также дублируете жалобу через Интернет-приемную ФССП России.
- в Банк России (придет что-то похожее на отписку, но работа там идет, хоть и непубличная). На сайте Банка России находите Интернет-приемную, в ней выбираете жалобу на МФО, далее жалобу на взыскание. Ответчиком указывает МФО из договора (его реквизиты указаны в «шапке» и в конце договора).
Можно отправить жалобу и по почте. Адреса, куда направлять письма, подскажет Яндекс.
Приставы умеют вычислять хулиганов «по подчерку», как бы они не маскировались: звонки с левых номеров, невнятное бормотание в ответ на просьбу представиться или выдуманные названия «коллекторов».
Зачем писать жалобу
Во-первых, хулиганы, получив от государственного органа запрос по Вашей жалобе, притихают и делают вид, что они тут ни при чем. А Вам именно это и надо.
Во-вторых, каждая жалоба – это серьезный удар по бюджету МФО. Штрафы от 50 до 200 тыс. руб. Не заплатить приставам они не смогут, а «живут» МФО сейчас не так «жирно», как можно подумать. Тем более, деньги для выдачи займов им довольно дорого обходятся (о том, где МФО берут деньги можно почитать здесь).
Переходите на сайт BBVORONIN.RU, подписывайтесь на мой блог в Дзене, читайте лайфхаки, расследования и разборы актуальных тем.