Здравствуйте, друзья!
В Сицилию мы в ближайшее время вряд ли попадем, а очень хотелось бы. В Палермо, в недавно открывшемся епархиальном музее MUDIPA до 10 октября 2020 года экспонируется потрясающая выставка. Одно название чего стоит – “Архитектура барокко в серебре и кораллах”. Каждое слово тревожит душу.
В 11 залах – череда из 27 необыкновенных барочных архитектурных фронтонов из серебряной, шелковой, коралловой и золотой пряжи, выполненных между 1650 и 1772 годами в художественных мастерских Сицилии.
Это палиотти – декоративная панель, которую устанавливали перед алтарем.
Название происходит от римского “паллиум” - “вуаль”, драпировка из драгоценной ткани.
Декоративная панель занимала центральное положение в католическом храме, главной ее функцией было донесение до верующих божественного великолепия, поэтому палиотти создавали из различных материалов и в разных техниках с особой роскошью: цветной мрамор, мозаики, резное или расписное дерево, ткани; нередко его украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными накладками.
В монастырях и семейных мастерских Сицилии вышивали серебряными и золотыми нитями и бисером из кораллов, использовали лен, шелк, включали в композиции драгоценные камни.
Качество кораллов, добываемых варьировалось от "белого мрамора Мессины" до "черного эбенового дерева Палермо" и "ярко-красного коралла Шакка" (последнего уже нет, он был выловлен в прошлом веке).
Очевидная связь между красным цветом коралла и мученичеством и кровью Христа оправдывала его массовое использование.
Философия цвета придавала золоту значение чистого, незагрязненного света божественной сущности. Постоянное присутствие красного коралла, наряду с золотом и серебром, не только отвечает эстетике барокко, но и объясняется его сакральным значением.
Во время утверждения стиля барокко на Сицилии были введены архитектурные сюжеты.
Портики, бельведеры, фасады зданий, возвышающиеся в роскошных садах или городских пространствах, всегда изображались в центральных перспективах. Именно, такие работы представлены на выставке.