О Павле Пепперштейне принято говорить не иначе как о художнике всеобще любимом. Его почитают классиком современного искусства, как изобразительного, так и литературного. Собрали малоизвестные, но оттого не менее интересные факты из биографии самого мифогенного художника современной России.
Факт №1. В 1967 году художник Виктор Пивоваров создал иллюстрации к книге Романа Стефа «Необычный пешеход». На одной из картинок он изобразил рисующего за столом мальчика – этот мальчик точь-в-точь похож на сына художника, Павла Пивоварова, более известного под псевдонимом Пепперштейн. Образ этот пророческий – поскольку был создан, когда Павлу не было ещё и года.
Факт №2. Свой псевдоним Павел Пепперштейн придумал ещё в детстве. В возрасте 13-14 лет юный Павел вдохновился персонажем романа Томаса Манна «Волшебная гора» Менгером Пепперкорном и решил придумать себе созвучный псевдоним. Объединив начало фамилии книжного героя с еврейским окончанием «штейн», Павел стал обладателем уникального псевдонима Пепперштейн.
Факт №3. Коммерческим художником Павел стал рано. В возрасте около 10 лет в мастерскую к Виктору Пивоварову пришел знакомый Швейцарский дипломат Поль Йоллес, который обратил внимание на рисунки Павла и приобрел несколько из них. На вопрос мальчика о том, зачем покупать его рисунки, если он готов их подарить, коллекционер ответил, что делает это для того, чтобы этот момент запомнился юному художнику, и спустя время он упомянул об этом в каких-нибудь своих мемуарах, что Павел и сделал.
Факт №4. Работать художником Павел начал всё в те же 13 лет. Его иллюстрации публиковались в журнале «Весёлые картинки» под псевдонимом Павел Пашкин.
Факт №5. Ещё в школьные годы Павел заинтересовался феноменом творчества душевнобольных. Разнообразие стилей, в которых рисуют люди в зависимости от того или иного диагноза, вдохновило художника на собственные эксперименты, выразившиеся в работах 80-х годов.
Факт №6. Павел Пепперштейн в составе группы «Инспекция «Медецинская Герменевтика»» (1987-2001) создал рад терминов, вошедших в обиход московской концептуальной школы. Одним из таких терминов стала «колобковость» – сказочный персонаж Колобок понимается художниками как символ ускользания от прямых интерпретаций и толкований, четко очерченного «я».
Работа была сделана в период, когда наша группа «Инспекция “Медицинская герменевтика”» (Сережа Ануфриев, Юра Лейдерман и я) очень глубоко занималась изучением коллективного дискурса детства. И, в частности, мной тогда был написан большой исследовательский текст под названием «Три журнала», посвященный сравнительному анализу трех китов советского детства: «Веселые картинки», «Мурзилка» и «Колобок». Действительно захватывающе интересно было анализировать какие-то семантические пласты, связанные с этими журналами. «Веселые картинки» — это пантеон богов-олимпийцев, которые скрыты под образами веселых человечков. Среди них есть и очень архаические образы, как Дюймовочка — флорическая богиня, возникающая из цветка, или, например, Петрушка, олицетворяющий древний русский мир, традицию скоморохов, которая, как известно, была одной из форм передачи древнего эзотерического опыта. Конечно же, в этом пантеоне есть и боги новейшие, такие как Самоделкин — бог-робот, бог технического прогресса. Этому политеизму и многобожию противостоят сугубо монотеистические издания, каковыми являются журналы «Мурзилка» и «Колобок».
Факт №7. Сам художник называет своё искусство термином «психоделический реализм». Поэтому неудивительна любовь Павла к рейвам. В начале 90-х он вместе с Сергеем «Африкой» Бугаевым был ночным диджеем на петербургском радио «Рекорд».
Я, как оголтелый рейвер, возник именно на Gagarin Party (серия вечеринок прощедшая в 1991-92 году, считается отправной точкой российского рейв-движения – прим. ред.), потом я стал уже адептом Казантипа, куда ездил каждый год и проводил там всегда целый месяц. Я и сейчас остаюсь рейвером, когда мне позволяет хромающее самочувствие и вообще когда происходят рейвы, но их сейчас и немного.
Факт №8. В 2009 году до этого отстраненный от общественной полемики, аполитичный Пепперштейн создает утопический проект «Город Россия», в котором критикует российские и в частности московские власти за разрушение исторического облика столицы. Художник даже написал письмо президенту Путину с предложением оставить исторические города и постороить новую столицу.
Меня неимоверно волнует процесс разрушения старых домов, атмосферы городов. На моей памяти это уже второй бум тотального преобразования. Когда я был ребенком, то пережил брежневский строительный бум. Все это было просто отвратительно.
Факт №9. В том же 2009 Павел пробует себя в качестве рэп-исполнителя. В десятиминутной композиции, вошедшей в экспозицию Венецианской биеннале, художник обличает теряющее смысл, ведомое капиталом современное искусство. Послушать запись можно на портале Сноб.
Все заигрались в красивые картинки без всякого смысла, мол, «где вам нас понять, мы же творческая элита, а вы быдло!» Но мне кажется, единственный шанс искусства спастись — близость к народу. Только у простых, неискушенных людей мозги еще не загажены тупым желанием приобретать, система ценностей не извращена, до них пока еще можно достучаться и чему-то научить.
Факт №10. В своем творчестве Павел руководствуется терапевтическим подходом к искусству. Художник не разделяет главенствующих в современном искусстве настроений на вскрытие язв и обличение пороков общества и мира. Пепперштейна на протяжении всей карьеры занимают темы мифотворчества, фантазий, детства – чего-то позитивного, светлого и доброго. Сам поиск терапевтического эффекта искусства, мечта об исцелении себя и зрителя – сквозная тема творчества художника.
Текст: Елена Шевченко, Варвара Муратова
telegram @moskvagalereinaya
instagram @mgdaily__