Продолжим экскурсию по Гродно и побываем внутри пожалуй второй по известности церкви Беларуси. К сожалению, ранее я про нее не слышал. Ее славу для меня застила София полоцкая и Спасо-Преображенская церковь Ефросиньевского монастыря в Полоцке. Эта гродненская церковь действительно удивительна. И виновата тут даже не седая древность, а те строительные приемы которые придали ей столь своеобразный облик, найти аналог которому вряд ли будет возможно. Расположенный на высокой террасе правого берега реки Нёман храм оставляет странное впечатление и, отнюдь, не навевает мысли о мрачном средневековье.
К церкви мы двигались не торопясь, по пути осматривая местные достопримечательности. Этот камень по преданию установлен на могиле Давыда Городненского.
Давыд Городенский (ок. 1283-1326) - военный и государственный деятель Великого княжества Литовского. Староста Городенский. В 1314 г. разгромил крестоносцев под Новогрудком. В 1318 г. стал во главе похода на Пруссию (донимали однако беларусы германцев). В 1322-1323 гг. оказывал помощь жителям Пскова в их борьбе с Ливонским орденом (как интересно история пересекается). В 1324 г. организовал поход войска ВКЛ на Мазовию, в 1326 г. - на Бранденбург. Во время последнего похода был убит изменником и похоронен на берегу Немана возле древней Каложи, которая дала название Каложской церкви. На этом месте от благодарных потомков стоит памятник-камень герою-воину Давыду Городенскому.
Предположительно, церковь была построена во время правления гродненских князей Бориса и Глеба Всеволодковичей (первый умер до 1166, второй — в 1170) и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. По другой версии — храм возведён в 1180-е годы детьми Бориса и Глеба. Возведение храма осуществлялось на месте урочища Коложань (название «коложань, коложень» обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое почиталось окрестными язычниками. Согласно другим исследованиям, название урочища происходит от жителей псковской крепости Коложа (Интересно, где такая имеет место быть? Прим. мой), взятых в плен великим князем Витовтом во время его нападения на Псков в 1406 году, и поселённых на территориях, прилегающих к Борисоглебской церкви. После разрушительного пожара 1184 года, который уничтожил соборную церковь древнего Городена, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. То же посвящение Борису и Глебу имела древнейшая церковь Новогрудка, вероятно, строившаяся в одно время с Коложской и, возможно, при участии гродненских мастеров.
К началу XVI века Коложская церковь пришла в упадок. У храма отсутствовала крыша и верхняя часть стен. Предположительно, разрушение храма связанно с частыми набегами крестоносцев в XIII—XIV веках. Согласно легенде, изложенной униатским священником XVIII века — Кульчинским, церковь была разрушена в XV веке московскими войсками Ивана III, осаждавшими Старый замок, во время русско-литовской войны 1487—1494 годов, и якобы засыпавшими Коложскую церковь песком, чтобы, поставив на неё пушки, стрелять по замку. Позднейшие исследования не подтверждают эту легенду. В XVI веке церковь была отреставрирована, но уже в XVII веке вновь повреждена. Храм не имел окон и дверей и летом служил стойлом для скота. Ну прямо как Благовещенская церковь в современной Покче.
Неудачное, с точки зрения геологии, положение храма, возведённого на краю высокого берега реки, определило постоянную опасность обрушения церкви, из-за оседания грунта, подмываемого Нёманом. В 1720 году одна из стен наклонилась, но сползание грунта было остановлено посадкой деревьев. Однако в ночь с 1-го на 2-е апреля 1853 года южная и часть западной стены обрушились. В 1889 году обрушилась южная апсида. В дальнейшем недостающие стены были заменены деревянными. Интересное архитектурное решение сохранилось и по сей день. До него еще не дошли рученки современных псевдореставраторов.
Коложская церковь представляет собой крестово-купольный храм, трёхапсидный и шестистолпный. Кладка стен выполнена из плинфы, использован также кирпич в декоративных целях. Церковь снаружи не оштукатурена, что позволяет видеть декоративные достоинства её полихромной кладки. Фасады украшены декоративными вставками из отполированных гранитных и гнейсовых валунов определённой цветовой гаммы (красные, коричневые, тёмно-малиновые, серо-зелёные, оливковые).
Архитектура церкви не имеет аналогов среди сохранившихся сооружений и напоминает композицию более раннего городенского собора — Нижней церкви, известной по археологическим исследованиям. Этот факт даёт возможность полагать существование в конце XII века в Гродно обособленной архитектурной школы, развивавшейся отчасти под влиянием романики. Использован текст
Пока про Гродну все...
Оригинал поста смотрите в моем ЖЖ здесь
#храмы #церкви #наследие