Найти в Дзене
Записки артистки балета

Юсуповский дворец в Крыму. Часть вторая

Последним владельцем усадьбы был, как я уже писала, Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон.
В 1882 году он женился на богатейшей наследнице и последней представительнице  рода Юсуповых Зинаиде Николаевне.
Император Александр III позволил графу Сумарокову-Эльстону именоваться князем Юсуповым и передавать титул и фамилию по наследству.
При них к усадебному дому был пристроен восточный флигель, оформленный в том же романском стиле.
В начале XX века архитектором Красновым была проведена масштабная реконструкция усадьбы. Краснов полностью изменил внешний облик дворца, придав ей вид богатой итальянской виллы.
Были обновлены и парадные интерьеры второго этажа центральной части, включавшие Большую гостиную и кабинеты Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича.
Новые интерьеры были выполнены по мотивам французских интерьеров XVII-XVIII веков и напоминали интерьеры Юсуповского дворца Санкт-Петербурга.
Сегодня о былой роскоши можно судить по Большой гостиной, хотя и она значительно изменилась с тех

Последним владельцем усадьбы был, как я уже писала, Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон.
В 1882 году он женился на богатейшей наследнице и последней представительнице  рода Юсуповых Зинаиде Николаевне.
Император Александр III позволил графу Сумарокову-Эльстону именоваться князем Юсуповым и передавать титул и фамилию по наследству.

При них к усадебному дому был пристроен восточный флигель, оформленный в том же романском стиле.
В начале XX века архитектором Красновым была проведена масштабная реконструкция усадьбы. Краснов полностью изменил внешний облик дворца, придав ей вид богатой итальянской виллы.

Были обновлены и парадные интерьеры второго этажа центральной части, включавшие Большую гостиную и кабинеты Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича.

Новые интерьеры были выполнены по мотивам французских интерьеров XVII-XVIII веков и напоминали интерьеры Юсуповского дворца Санкт-Петербурга.
Сегодня о былой роскоши можно судить по Большой гостиной, хотя и она значительно изменилась с тех времен.

А когда-то эту и другие комнаты украшала изысканная мебель, разнообразная по стилям, формам и назначениям. Сейчас в гостиной стоит мебель начала прошлого века.

Потолки, сегодня обшитые деревом, некогда украшала изящная лепнина, стилизованная под исламский орнамент.  Но сохранились хрустальные люстры.

И бронзовые часы XIX века.

Кстати, я уже упоминала в прошлый раз, что во дворец можно попасть как с экскурсией, так и без нее.
Поэтому пока все желающие послушать экскурсовода толпились перед входом, мы с Ульяшкой отправились рассматривать внутреннее убранство дворца самостоятельно.

Мы отправились в Восточный флигель, где некогда размещались личные комнаты Феликса Феликсовича и Зинаиды Николаевны Юсуповых. Во время проведения Ялтинской конференции здесь были устроены апартаменты И.В.Сталина.

В Приемной зале главы СССР представлен ряд мемориальных вещей, в том числе пианино, на котором любил играть нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов.

Одна из дверей приемной ведет в рабочий кабинет Сталина. Здесь ничего лишнего: шкаф с книгами, стол под зеленым сукном, настольная лампа и телефонный аппарат.

На столе, под стеклом - газета Правда

Напротив кабинета - спальня И.В.Сталина
Говорят, что Иосиф Виссарионович предпочитал спать на диванах. И во время Ялтинской конференции в его спальне стоял диван. Большая двуспальная кровать была установлена здесь гораздо позже.

Еще одна дверь в Приемной ведет в комнату охраны первого лица СССР.

Переходя из Восточного флигеля в Столовый мы заглянули в Большую гостиную... Как хорошо, что мы отправились знакомиться с дворцом самостоятельно.

Лестница ведет на первый этаж. Но проход туда был закрыт. Когда-то здесь располагались комнаты молодой четы Юсуповых: Феликса Феликсовича-младшего и Ирины Александровны.
Во время Ялтинской конференции здесь были устроены апартаменты В.М.Молотова. А под большой гостиной была оборудована Бильярдная с кинозалом.

Пройдя о коридору дальше, мы оказались в Белой парадной столовой.
Это самая по площади комната дворца. Она занимает практически весь второй этаж Столового корпуса.
Здесь сохранено первоначальное оформление, созданное Николаем Красновым, считающееся одной из главных творческих удач архитектора.

Высота потолка 5.7 метра. Три большие полусферические арки покрыты ажурной резьбой. В одну из них вписан красивый камин.

Но вернемся в Большую гостиную.

Из нее можно выйти на великолепную террасу - одно из самых любимых помещений в обновленном доме Юсуповых. Сами хозяева дворца именовали ее "балконом".
Она сооружена из гаспринского камня на месте старого балкона.

Террасу украшают сдвоенные арочные проемы.

При Юсуповых южная терраса была увита зеленью и обставлена элегантной плетеной мебелью.

Некогда с "балкона" открывался замечательный вид на простирающийся до моря парк. Сейчас взгляд цепляется за уродующие его новостройки.

Прогулявшись самостоятельно, мы ненадолго присоединились к экскурсии. Но ходить в толпе нам не понравилось.
Полюбовавшись видами и нафотографировавшись мы отравились осматривать парк. Но о нем я уже
писала.