На границе Армении и Азербайджана возобновились вооружённые столкновения. Пограничные перестрелки и бои между странами происходят ежегодно, даже если они перерастали во что-то более серьёзное, то всё равно укладывались в понятие «бои местного значения», не выходя за рамки одного района. Нынешний конфликт – барометр накопившихся противоречий внутри армянского и азербайджанского народов, реакция на масштабный кризис, в который обе страны погружаются.
Отличительная особенность новых столкновений – в том, что обстрелы произошли в районе, удалённом от конфликтной зоны – Нагорно-Карабахской автономной области, на никем не оспариваемой границе двух республик – в Товузском районе Азербайджана и Тавушской области на северо-востоке Армении.
Информационное агентство «Азертадж» (Баку) сообщило, что противник обстрелял азербайджанские позиции из артиллерийских установок. Одновременно с этим пресс-секретарь министерства обороны Армении Шушан Степанян заявила, что группа азербайджанских солдат «без видимых причин» на машине УАЗ попыталась пересечь государственную границу Армении. После предупредительных выстрелов азербайджанцы бросили автомобиль и вернулись на позиции. Однако через час открыли огонь и попытались захватить приграничный армянский опорный пункт. Ответные выстрелы отбросили наступавших назад.
«Погибли военнослужащие сверхсрочной службы сержант Садыгов Вугар Лятиф оглы и старший солдат Мамедов Эльшад Дёнмез оглы. Несмотря на усилия врачей, от ранений скончался и солдат Дашдемиров Хайям Магомед оглы».
Минобороны Азербайджана
Ереван заявил, что никто из армянских военнослужащих не погиб, двое полицейских получили лёгкие ранения. В ответ на это министерство обороны Азербайджана опубликовало видео артиллерийского удара по армянским позициям.
«В ходе ночных боёв наши подразделения, применяя артиллерию, миномёты и танки, точным огнём уничтожили опорный пункт, артиллерийские установки, автомобильную технику и живую силу на территории воинской части противника», – говорится в описании ролика. Но идентифицировать время и место происходящего не представляется возможным. Армянская сторона оставила ролик без комментария.
Днём 13 июля стороны продолжили сообщать об обстрелах. Армянская сторона заявила, что противник открывает огонь из артиллерии каждые 15–20 минут. Азербайджанская – о том, что армяне больше 70 раз за сутки нарушили режим прекращения огня.
«Все попытки армянской стороны провалились, Азербайджан защитил свою государственную границу, и армянские солдаты не смогли пройти даже на сантиметр», – заявил на заседании совета безопасности Ахербайджана Ильхам Алиев.
Пока стороны обмениваются воинственными заявлениями, аналитики выступают со сдержанными прогнозами о вероятном перерастании пограничного конфликта в крупномасштабный военный конфликт. Предпосылок, по словам экспертов, для него нет.
Армения все эти годы стремится удержать занятые территории. Вряд ли ей удастся захватить новые или скорректировать линию противостояния в ходе вооружённого конфликта. Бои 2016 года показали, что азербайджанская армия серьёзно нарастила свой потенциал, в том числе с помощью закупок у России техники и вооружения. Армия Азербайджана уже мало в чём уступает армянской.
Главная причина многолетнего противостояния Армении и Азербайджана – неурегулированный военный конфликт вокруг Нагорно-Карабахской республики – территории, ранее принадлежавшей Азербайджану, но преимущественно населённой армянами.
К тому же Армению полностью утраивает сегодняшний статус-кво. Нагорный Карабах при полной его ассоциации с Арменией де-факто не является частью Армении де-юре. И на его территорию, включающую, помимо бывшей Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР, ещё шесть азербайджанских районов, не распространяются действия договоров, участницей которых официально является Армения. Армения входит в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и находится под российским «зонтиком безопасности», но для непризнанного Нагорного Карабаха под ним места нет. Это значит, что любое участие Армении в карабахском конфликте не влечёт за собой никакой автоматической военной и прочей российской помощи.
Азербайджан, на первый взгляд, куда больше мотивирован на войну: пятая часть его территории находится под контролем армян, но «давность» оккупации – почти тридцать лет.
Для Ильхама Алиева военный конфликт тоже не имеет смысла. На короткое время он способен мобилизовать азербайджанское общество и элиту, сплотить её вокруг руководства, но в перспективе это принесёт больше проблем, чем дивидендов. К тому же Азербайджан полностью отрезан от своего основного союзника в регионе – Турции – и потому не способен быстро получить военную помощь.
Военная неудача не только резко ослабит позиции Ильхама Алиева как эффективного лидера страны, но и поставит Азербайджан в зависимость от той же Турции, которая постарается снять политические «сливки» с этого конфликта.
Скорее, нынешние боевые столкновения являются довольно точным отражением внутренней ситуации в обеих странах, отражением кризиса, в который они погружаются.
В Армении уже третий год продолжается политическое противостояние между новым премьером Николом Пашиняном и его политическим оппонентами из команды бывшего президента страны Сержа Саргсяна. Конфликт усугубила пандемия коронавируса: она нанесла урон экономике, оценивающийся более чем в 1,5 млрд долларов.
Похожая ситуация в Азербайджане: республика тяжело переживает пандемию. Большая часть мелкого и среднего бизнеса из-за ограничений парализована. Ситуацию осложняет стремительное обесценивание нефти – основы азербайджанского экспорта и главного источника пополнения бюджета.
В этих условиях военное противостояние двух старинных врагов – отличный разрядник для перегруженного конденсатора внутреннего напряжения. Вопрос только в том, что действие этого «сброса» энергии чрезвычайно ограничено во времени и чревато началом неуправляемой цепной реакции, способной поставить обе страны на грань большой войны.
Самые масштабные столкновения в 21-м веке прошли в 2014-м и в 2016-м. В апреле 2016 года в течение десяти дней в зоне карабахского конфликта шли бои между армянскими вооружёнными формированиями и армией Азербайджана.
Пока никак не проявили себя страны, находящиеся в стороне от противостояния, но оказывающие большое влияние на него. Молчит Турция, которая обычно поддерживает действия официального Баку в карабахском конфликте. В Турции обучается комсостав азербайджанской армии, нахичеваньский эксклав Азербайджана весь период независимости полностью обеспечивается Турцией, она же контролирует до 40 процентов азербайджанской экономики.
Позиция России в этом конфликте неизменно миротворческая: Россия не за Армению и не за Азербайджан. Россия заинтересована прежде всего в том, чтобы в Закавказье сохранялся мир – стабильный и надёжный. Ей совершенно не нужно, чтобы полыхнула война, обе стороны которой союзники РФ. Поэтому в 2016 году по поручению президента Владимира Путина премьер-министр Дмитрий Медведев побывал и в Ереване, и в Баку. Медведев усадил обе стороны за стол переговоров, и уже через неделю конфликт угас. Есть все основания полагать, что миротворческие усилия России дадут нужный эффект и сегодня.