Недавно в одном паблике ВК я наткнулся на пост который рассказывал об очень интересной , как по мне , теории . Называеться она "теория разбитых окон" и можно сказать что своё начало она взяла благодаря хаосу который происходил в Нью-Йорке 80-х.
Нью-Йорк того времени представлял ад в прямом понимании слова . Ежедневно , по статистике , в нём совершалось около 1500 тысячи тяжких преступлений . Каждый день убийства , разбои , воровство...
Ночью ходить по улицам опасно , а спускаться в метро было огромным риском даже днём . Бродяги, попрошайки и воры - везде . Стены в граффити , сырость , грязь , кучи мусора - то что представлял собой город того времени .
Вот что рассказывали о нью-йоркской подземке:
«Простояв в огромной очереди за жетоном, я попробовал опустить его в турникет, но вскоре понял , что монетоприемник сломан. Рядом стоял какой-то бомж: поломав турникет,он требовал у пассажиров что бы они отдавали жетоны лично ему. Кто-то из его дружков наклонялся к монетоприемнику и что бы зубами вытаскивать застрявшие жетоны, покрывая все слюнями. Пассажиры были слишком напуганы , чтобы хоть что-то возразить этим ребятам: «На, бери этот чертов жетон, какая мне разница!» Большинство людей миновали турникеты бесплатно.Транспортная версия ада по Данте».
Однако к 1990 году уровень преступности резко сократился больше чем на половину и вскоре количество преступлений в метро снизилось на 75% . Что послужило стоп-краном для этого хаоса?
Все началось с того двух криминалистов Уилсона и Келлинга . Именно они сформировали "Теорию разбитых окон" . Они утверждали что причиной преступности является отсутствие порядка . Если люди видят что окно разбито и не застеклено, они делают выводы , исходя из контекста ,что всем плевать и никто не несёт ответственности . В скором времени будут разбиты другие окна .
Социологи давно поняли что человек совершает преступления , не сколько из-за своего воспитания и системы ценностей , а из-за контекста который очень сильно влияет на людей . То что мы видим вокруг оказывает на нас огромное значение!
Эта мысль была подтверждена серией экспериментов . Например при установленных урнах на стоянках на пол выкидывают лишь 10 % , но если эти урны убрать то процент будет расти всё с большей динамикой , а если в придачу разрисовать стены то динамика будет ещё больше. Это будет обусловлено цепной реакцией , в основе которой будет лежать отсутствие ответственности .
Сформировав теорию можно было переходить к практике , целью которой было сокращение уровня преступности . Новый директор городской подземки Ганн решительно начал бороться с граффити , хотя многие были возмущенны , считая что это бесполезное занятие и трата денег и времени на что сам директор говорил:
«Граффити — это символ краха системы. Начинать процесс перестройки организации, первой победой должна стать победа над граффити. Не сделав этого, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, однако если мы не защитим их от вандализма – известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют снова».
Ганн дал распоряжение очищать вагоны . Каждый день , каждый маршрут , снова и снова . Позже он говорил что для них это было словно религиозное влияние. В конце каждого маршрута были установленны моечные пункты и если граффити не смывалось то вагон и вовсе выходил из эксплуатации . Чистые вагоны не смешивались с грязными . Бандиты получали чёткое послание .
«Мы имели дело в депо Гарлема, в котором вагоны стояли ночью, – рассказывал он. – В первую же ночь пришли тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. Они трудились 3 ночи. Мы терпеливо ждали, когда же они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и просто все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу и самого верха. Это было наше послание для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Ок. Но этого никто не увидит»...
Так же в 1990-м году новым начальником транспортной полиции стал Уильям Браттон , который вместо борьбы с тяжкими преступлениями взялся за безбилетников. Потому что он верил что огромное количество "зайцев" служило сигналом для других , как и граффити . В те годы 170 тысяч пассажиров пробирались в подземку бесплатно. Кто-то прыгает и остальные решают что если кто-то не платит , то им не стоит.
Что сделал Браттон ? Возле турникетов расставляли по 10 полицейских , которые поймав нарушителя ,надевали на него наручники и выстраивали в цепочку , преступники стояли там пока не заканчивалась " большая охота" . Позже начиналась проверка . Отпечатки пальцев и базы данных дали отличный результат . Для копов это был настоящий джек-пот . Поймав безбилетника и проверив его , вскоре можно было выяснить что у кого-то оружие с собой , а кто-то в розыске . Это было похоже на "палочки с сюрпризом" - никогда не знаешь что попадётся.Пистолет , нож , есть разрешение или может разыскивают за убийство. Вскоре плохие парни поумнели и стали оплачивать проезд и оставлять оружие дома!
В 1994 году мэром Нью-Йорка был избран Рудольф Джулиани. Именно он забрал Браттона из транспортного управления и сразу назначил шефом полиции города. В Википедии написано, что именно сам Джулиани впервые применил Теорию разбитых окон.Однако теперь мы знаем, что это не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненно велика – он дал команду развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка.
Ежедневно отлавливались тысячи преступников и с каждым днём цепная реакция ослабевала .Социологи говорили : "Мелкие и незначительные правонарушения становились причиной совершения тяжких преступлений" .
К концу 1990-х Нью-Йорк стал самых безопасным мегаполисом США.