Найти тему
Somanyhorses

Круглые танки и квадроциклы с пулеметами: самый необычный военный транспорт

Оглавление

На недавнем Параде Победы Россия продемонстрировала свой военный потенциал, в том числе боевую технику. По брусчатке Красной площади прокатились лучшие образцы современных танков, зенитных комплексов, артиллерийских самоходных установок.

Очевидно, что на парады, и тем более в массовое производство, отправляются лишь максимально совершенные с технической точки зрения образцы. Но что происходит с менее удачными разработками? Они отправляются на свалку истории, но если там хорошо поискать, то можно найти очень интересные варианты.

Итак, самый необычный военный транспорт и его судьба.

Квадроцикл с пулеметом Motor Scout

Сегодня мало кто слышал про Фредерика Симмса, ведь самым знаменитым его изобретением стал вооруженный пулеметом «четырехколесный велосипед», который превратился в объект для шуток. Но 120 лет назад идеи изобретателя не казались смешными. Автоматы тогда только-только начали поступать на вооружение некоторых армий, а автомобили были редким зрелищем. До «танка» оставалось больше десяти лет, и Симмс стал пионером в смешении новых технологий мобильности и ведения огня.

-2

Конечно, сегодня образ мистера Симмса в котелке на этом агрегате выглядит комично, но в контексте конца XIX в. все воспринималось по-другому. Инженер взял новый пулемет Максима и сделал его мобильным на дешевом и простом 4-колесном квадроцикле, оснастив конструкцию небольшим пуленепробиваемым щитом. Вот так просто. Транспорт, несмотря на наличие педалей, был также снабжен небольшим бензиновым двигателем мощностью 1.5 л. с., который приводил в движение задние колеса. На корпусе был закреплен дополнительный магазин на 1000 патронов.

-3

Рабочий образец продемонстрировали публике в 1899 году, но дальше дело не пошло — слишком много минусов было у этого устройства. Судьба самого образца неизвестна, но, скорее всего, пулемет сняли, квадроцикл был продан, а Симмс же продолжил работу над другими проектами военного транспорта.

Царь-танк

-4

Эта странная конструкция была разработана российским инженером Лебеденко в 1914, когда началась Первая мировая война. У «танка» не было гусениц, но зато было три колеса, два из которых были на спицах, составляя в диаметре 9 метров! Верхняя башня, где располагалось орудие, достигала почти 8 метров, сам корпус в 12 метров шириной был оснащен еще двумя пушками.

-5

Огромные колеса приводились в действие двигателем Sunbeam мощностью 250 л. с. И предназначались для преодоления серьезных препятствий. Однако из-за просчетов веса заднее колесо все время застревало в вязкой почве и канавах, а тяги передних было недостаточно для того, чтобы вытащить весь корпус. Испытания царь-танка стали полным провалом, ведь всем было очевидно, что на фронте от этой «махины» будет мало толка. Огромным минусом стала и его исключительная неповоротливость и уязвимость: любое попадание в спицы парализовало бы танк.

-6

Это привело к провалу испытаний, которые проходили в августе 1915 года в 60 км от Москвы, где нелепый гигант и оставался до 1923 года, пока его окончательно не разобрали на металлолом. Проект стал известен среди специалистов по промышленному дизайну, как великое фиаско инженерного дела.

Дора

-7

Немецкое сверхтяжелое артиллерийское 80-сантиметроое орудие было разработано в конце 1930-х годов для прорыва линии Мажино во Франции — самых сильных укреплений, существовавших в то время. Но махина не была готова к началу военных действий, так что французские укрепления войскам Вермахта пришлось обходить через Бельгию. Французы быстро сдались, и необходимость бомбить их снарядами в семь тонн отпала. Позже Дора была применена во время битвы за Севастополь.

-8

Полностью собранная Дора (второе название орудия — «Шверер Густав») весила почти 1350 тонн и могла стрелять снарядами весом 7 тонн на дальность 47 км! Впечатляет, правда? Но почему же мы внесли ее в наш список? Да потому что использовать суперпушку было чрезвычайно затратно с точки зрения ресурсов.

-9

Транспортировался гигант по рельсам, то есть для того, чтобы привезти ее к месту назначения, нужно было прокладывать железнодорожные пути и использовать 60 ж/д составов! Только на оборудование огневой позиции было необходимо до 6 недель и пространство в 4,5 км длиной. Чтобы собрать само орудие уходило около 3 суток, и это неудивительно: тридцатиметровый ствол крепился на лафет высотой с трехэтажный дом!

-10

Дора была самым крупнокалиберным нарезным оружием, когда-либо использовавшимся в бою. Но Вторую мировую орудию было пережить не суждено: в 1945 году исход войны был очевиден, и нацисты решили уничтожить собственное детище, чтобы Дора не попала в руки советским войскам.

Круглый танк «Кугельпанцер»

-11

Вторая мировая война стала временем, когда с обеих сторон лучшие инженеры, конструкторы и технологи прилагали максимум усилий к тому, чтобы обеспечить своим странам преимущество на фронте. Но иногда в результате их усилий получалось нечто не только нелепое с виду, но и обладающее неопределённым функционалом. Например, немецкий круглый танк. Полное отсутствие записей об этом устройстве ограничивает историков сферой гипотез.

-12

Двигатель мощностью 25 лошадиных сил приводил в движение этот причудливый транспорт, развивавший до 8 км/час. Для чего, скажите на милость, предназначалась эта машина? Скорее всего, для разведки. Один пулемет и пять миллиметров брони, конечно, не могли произвести фурор на полях Второй мировой, поэтому этот вариант кажется рабочим, правда, смущает низкая скорость аппарата.

-13

Существует версия, что Кугельпанцер был задуман как транспорт для смертников, на котором нужно было таранить вражеские ряды (это, напомним, со скоростью 8 км/час). Мы точно знаем, что главные союзники нацистов, японцы, создали целый ряд спецтранспорта для камикадзе, таких как пилотируемая торпеда «Kaiten», летающая бомба с двигателем «Ohka» и моторные лодки «Shinyo». Но немцы подобными вещами обычно не занимались и просто так живую силу не расходовали, да и, согласитесь, танк-шарик едва ли мог нанести противнику серьезный урок.

Бронированные автомобили Beaverette

-14

Эти похожие на спичечные коробки машинки Beaverette были построены для использования британской армией во время Второй мировой войны. После того, как войска Вермахта разбили французов в 1940 году, угроза Великобритании со стороны нацистов стана вполне осязаемой, поэтому резко возросла потребность в военном транспорте.

-15

Первая версия машины была построена в 1940 году компанией Standard Motor Company с подачи лорда Бивербрука, на тот момент министра авиастроения (отсюда и название Beaverette). Суть затеи можно описать одним предложением: на шасси обыкновенного автомобиля крепился клепаный бронированный корпус. 11-миллиметровая сталь была подкреплена дубовыми досками толщиной 3 дюйма. Корпус был открыт сверху и сзади. Вооружение состояло из легкого пулемета Брена, из которого можно было стрелять через щель в броне.

-16

Последующие версии получили защиту со всех сторон, а также закрытую башню с пулеметом Брена MG или открытую с двумя пулеметами Vickers. Они выпускались до 1942 года, когда ее производство было решено прекратить. Автомобиль обладал рядом минусов: очень плохой обзор, низкая скорость, слабая маневренность и трудность в управлении.

Противотанковый мотороллер Vespa 150 TAP

-17

Значение танков для армии переоценить невозможно, поэтому противники всегда стремятся вывести из строя как можно больше вражеских танков. Но использовать для этого скутер… Очень сомнительная идея, и додумались до нее французы. Предполагалось сбрасывать эти скутеры с самолетов, а на земле уже приводить в боевую готовность и штурмовать танковые ряды. Да вот только проблема в том, что на таком «малыше» далеко не везде можно свободно проехать, так что водителю часто приходилось бы на себе тащить это недоразумение, особенно в условиях бездорожья.

-18

Всего было произведено несколько сотен таких скутеров, которые были оснащены безоткатной винтовкой M20, способной пробивать броню до 10 см. Французы использовали их во время конфликтов в Алжире и Индокитае, когда местное население пожелало освободится от колониального гнета. Но очень скоро скутеры стали использовать не как оружие, а в качестве транспорта для курьеров.

Летающий танк А-40

Наконец, представляем вашему вниманию чудо советской инженерной мысли — летающий танк, спроектированный инженером О.К. Антоновым на базе лёгкого танка Т-60. По сути, это гибрид танка и планера, который изначально предполагалось использовать для помощи партизанам: доставлять боевую машину в труднопроходимые места.

-19

Сама практика доставлять тяжелые машины по воздуху была широко распространена: танки сбрасывали с самолетов с небольшой высоты на нейтральной передаче. Но главной сложностью в этом случае было то, что экипаж высаживался отдельно и иногда просто не мог добраться до танка. А-40, как предполагалось, должен был помочь решить эту проблему.

-20

Но на первых же испытаниях реализация идея оказалась невозможной из-за колоссального веса и плохой обтекаемости танка. Устройство смогло оторваться от земли на максимальной мощности и подняться лишь на 40 метров, то есть об использовании в условиях реальной войны не могло быть и речи.