Найти тему

Глиняный компас

Что такое искусство? 
Длинная фраза, которая могла быть подслушана вечерком на чилауте, с бокальчиком недопитого игристого на лоджии виллы Боргезе. Вечерний бриз доносит запах рукколы и свежего навоза с соседней фермы. На лунной дорожке залива качаются яхты и нервно рассекают черными рапирами мачт желтую пиццу Луны.
Что такое искусство? Длинная фраза, которая могла быть подслушана вечерком на чилауте, с бокальчиком недопитого игристого на лоджии виллы Боргезе. Вечерний бриз доносит запах рукколы и свежего навоза с соседней фермы. На лунной дорожке залива качаются яхты и нервно рассекают черными рапирами мачт желтую пиццу Луны.

-...такой, знаете, "русский вопрос" (шо деить, и хто виновать и тп) из заскорузлой романтической посылки, что искусство - что-то эдакое, особенное, возвышенное и не сильно доступное широким слоям населения. Слишком много социального соуса, выдавленного при родовой травме вылупившейся некогда интеллигенции. Но есть более здоровая парадигма. Индивидуалистическая. Художник - существо не социальное. Он прекращает им быть, когда закономерно выходит на тропу новаторства - а на ней-то никого и нет, акромя самого смельчака. Тут есть некая область Лимба, которая выглядит как зона цинизма или эээ... переоценки, и которую следует преодолеть волевым усилием (впрочем, оно происходит естественно, как следование тому же новаторству), чтоб перейти в более здоровую область - прагматизма. Зачем ее преодолевать? Ну, хоть, из гигиенических соображений. Потому как Лимб представляет собой шумные рынки внутренней (разной степени) болтовни в пространстве социальных конструкций - этих нескончаемых рядов чудовищной библиотеки общественных укладов и способов их нарушить. Но есть modus vivendi, спасающий облегченных путешественников, подрастерявших свои дорожные несессеры в ярмарочной толпе - прагматизм. И тот же ингредиент новаторства - художник вынужден быть чрезвычайно внимательным, трезвым и свежим, чтоб сохранить в целости свои косточки-шарики по дороге через базар. Нет, базар никуда не исчезает, но удивительным образом он как-то вдруг становится ботаническим садом, сквозь который с какого-нибудь пригорка уже опять проглядывают французские регулярные клумбы... По сути - искусство - всего лишь счастливо изобретенный человечеством способ Универсального высказывания. И никакие бедки социальных нестыковок и, божжжимой, урооодств тут никак не грозят, потому что на тропе универсализма мы погружаемся в пучину индивидуального и вселенского абсурда, это и калечит, и лечит...

- нет, это не мантра, а, скорее, запись показаний "глиняного компаса" с незаметно отвалившейся стрелкой "эй, мужикь, где йэсть сдес стрелка?" "дык ужо c*S*Z*&$ли, вашсковородие. Но не извольте беспокоиться, мусье вашблагородь, я тут знаю тропку заветную - понадвдоль вон тово болотца. Айда за мной"