Всем доброго времени суток! В этом году все (здравомыслящее) человечество празднует 75-летие Величайшей победы во всей истории. Главное оружие, главная разрушительная сила прошедшей эпохи-танки. Все воюющие державы стремились обладать чудо-оружием, танки сменяли одну модель на другую, конструкторы совершенствовали непрерывно свои грозные машины. Как и любое "Супер-оружие", танкам давали "агрессивные", мощные названия: "Тигр", "Пантера" и даже "ИС"(Иосиф Сталин). Все мировые эксперты танкостроения единодушно( что весьма странно) решили, что советский танк Т-34 -лучший танк прошедшей войны!!! Давайте разберемся почему...
Хочется сразу сделать несколько оговорок. Во-первых, нельзя путать стратегию и технические характеристики машин. Красный флаг над Берлином не значит, что немцы были слабы и не имели хорошую технику. Отсюда же следует, что обладание лучшими в мире танками еще не значит, что ваша армия будет победоносно наступать. Во-вторых, танки редко воюют с танками. Гораздо чаще их противники – вражеские оборонительные линии, укрепления, артиллерийские батареи, пехота и автомобильная техника. Во Вторую мировую половина всех потерь танков пришлось на действия противотанковой артиллерии (что логично – когда число танков шло на десятки тысяч, число пушек исчислялось сотнями тысяч – больше на порядок!). Другой лютый враг танков – мины. На них подорвались порядка 25% боевых машин. Чисто танковые сражения-большая редкость, и сражение под Прохоровкой, скорее исключение из правил. Немецкая армия к 41 году была полностью уверена в превосходстве своей технике, немецкие танки буквально "намотали" на свои гусеницы пол-Европы, ни встречая достойного сопротивления. Иначе дело обстояло в СССР.
В начале своего вторжения бравые немецкие танкисты писали такие вот панические письма: …с трех сторон мы вели огонь по железным монстрам русских, но всё было тщетно. Русские гиганты подходили всё ближе и ближе. Один из них приблизился к нашему танку, безнадежно увязшему в болотистом пруду и без всякого колебания проехал по нему, вдавив гусеницами в грязь…»
- генерал Рейнгард, командующий 41 танкового корпуса Вермахта
…20 августа 1941 года танк КВ под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова преградил дорогу на Гатчину колонне из 40 немецких танков. Когда этот беспримерный бой закончился, 22 танка горели на обочине, а наш КВ, получив 156 прямых попаданий вражеских снарядов, вернулся в распоряжение своей дивизии…
Речь идет, как вы возможно догадались о нашем танке КВ.
Неуязвимый, непобедимый и запредельно мощный. До конца 1941 года во всех армиях мира вообще отсутствовало оружие, способное остановить русское 45-тонное чудовище. КВ был в 2 раза тяжелее самого крупного танка Вермахта.
Но, как я уже говорил, танки, далеко не всегда воюют с танками, поэтому несмотря на локальные успехи и превосходство( да-да, именно техническое превосходство в танках) советская армия была неоднократно бита и медленно отступала. Дальше-больше. Были еще, поистине монструозные танки Т-34.
"…Нет ничего страшнее, чем танковое сражение против превосходящих сил противника. Не по численности - это было неважно для нас, мы привыкли к этому. Но против более хороших машин - это ужасно... Русские танки так проворны, на близких расстояниях они вскарабкаются по склону или преодолеют болото быстрее, чем вы повернете башню. И сквозь шум и грохот вы все время слышите лязг снарядов по броне. Когда они попадают в наш танк, часто слышишь оглушительный взрыв и рев горящего топлива, слишком громкий, чтобы можно было расслышать предсмертные крики экипажа…"
- мнение немецкого танкиста из 4-й танковой дивизии, уничтоженной танками Т-34 в бою у Мценска 11 октября 1941 года. Очевидно, что русское чудовище не имело аналогов в 1941 году: 500-сильный дизель, уникальное бронирование, 76 мм орудие Ф-34 (в целом аналогичное танку КВ) и широкие гусеницы – все эти технические решения обеспечивали Т-34 оптимальное соотношение подвижности, огневой мощи и защищенности. Даже по-отдельности, эти параметры у Т-34 были выше, чем у любого танка Панцерваффе.
Главное – советским конструкторам удалось создать танк именно таким, каким он был нужен Красной Армии. Т-34 идеально соответствовал условиям Восточного фронта. Предельная простота и технологичность конструкции позволило в кратчайшие сроки наладить массовое производство этих боевых машин, как следствие – Т-34 были просты в эксплуатации, многочисленны и вездесущи.
Только за первый год войны, к лету 1942 года, Красная Армия получила около 15000 «тридцатьчетверок», а всего было выпущено более 84 000 Т-34 всех модификаций.
А как же грозные немецкие "звери"(Пантера и Тигр) спросите вы?
1943 год, время великих танковых сражений. Стремясь вернуть утраченное техническое превосходство, Германия создает к этому времени два новых образца «супероружия» - тяжелые танки «Тигр» и «Пантера». "Тигр"-лучший немецкий танк, на 1943 год.
Его параметры просто поражали. Главное оружие – 88 мм пушка KwK 36, созданная на основе мощного зенитного орудия. Мощное оружие справлялось с нашими тридцатьчетверками. Шесть членов экипажа удобно располагались в неуязвимой стальной коробке, массой 57 тонн( большая масса танка негативно сказывалась на его проходимости, и это один из главных минусов). Громоздкий немецкий монстр часто описывается как медлительный и неповоротливый танк. В реальности «Тигр» был одной из самых быстрых боевых машин Второй мировой войны. 700-сильный двигатель «Майбах» разгонял «Тигра» до 45 км/ч на шоссе. Не менее быстрым и маневренным этот толстокожий танк был на пересеченной местности, благодаря восьмиступенчатой гидромеханической коробке передач (почти автоматической, как на «Мерседесе»!) и сложными бортовыми фрикционами, с двойным подводом мощности. Второй минус танка-гусеницы, шириной 0,7 метра, для перевозки по железной дороге их приходилось снимать, затем опять одевать, и т.д. Был у «Тигра» еще один недостаток, напугавший немцев. Это была надпись в технической памятке, лежавшей в каждой машине: «Танк стоит 800 000 рейхсмарок. Береги его!»
По извращенной логике Геббельса, танкисты должны были очень обрадоваться, узнав, что их «Тигр» стоит как семь танков Т-IV. Все это наоборот, нервировало немецких танкистов и они частенько уклонялись от боя, боясь за поломку дорогостоящей техники. Именно поэтому был разработан более экономичный и простой танк Panzerkampfwagen V «Пантера» . Отношение к ней до сих пор неоднозначное. Некоторые западные эксперты вообще называют его-лучшим в мире. Давайте разберемся. Технические возможности машины нареканий не вызывают – при массе 44 тонны «Пантера» превосходила по подвижности Т-34, развивая на хорошем шоссе 55-60 км/ч. Танк вооружался 75 мм пушкой KwK 42 с длиной ствола 70 калибров! Бронебойный подкалиберный снаряд, выпущенный из ее адского жерла, пролетал за первую секунду 1 километр – с такими ТТХ пушка «Пантеры» могла продырявить любой танк союзников на дистанции свыше 2 километров.
Но были и недостатки. Вот рапорт одного из выживших танковых экипажей после Курской Битвы:"... бортовая броня очень уязвима. Борт башни на одной из «Пантер» был пробит из противотанкового ружья. Борт другой «Пантеры» также был пробит мелкокалиберным снарядом. Все эти повреждения происходят во время боев на улицах или в лесу, где закрыть фланги не представляется возможным.
Прямое попадание артиллерийского снаряда в нижнюю часть лобовой брони привело к тому, что лопнули сварные швы, а от бронеплиты откололся кусок несколько сантиметров длиной. Очевидно, шов был проварен не на всю глубину. Крепления листов недостаточно надежны и очень неудобно расположены. Поскольку листы подвешены на расстоянии 8 см от борта танка, они легко отрываются ветвями деревьев и кустарников. Во время продолжительных маршей на предельной скорости быстро изнашиваются резиновые бандажи на опорных катках. Поле зрения через перископы хорошее, но невозможно использовать бинокль. При попадании снарядов в башню оптика перископа часто выходит из строя и требует замены. Кроме того, перископы механика-водителя и стрелка-радиста следует лучше герметизировать. Во время дождя вода проникает внутрь и сильно затрудняет работу."Кроме того, специалистами отмечено, что Пантеры очень часто воспламенялись.." Утечки масла через клапаны из-за плохих уплотнителей. Капли масла падают на раскаленные выхлопные трубы и воспламеняются.
В некоторых случаях отмечается переполнение карбюратора. Свечи заливаются бензином и не дают искры. Несгоревшее топливо затем выбрасывается в выхлопные трубы и просачивается наружу через уплотнители, становясь причиной пожара...."
Итак, по ряду причин можно говорить о том, что Т-34 более надежный танк, прост в производстве и более эффективен на полях сражений. Друзья, какое ваше мнение по этому вопросу? Следующая моя статья будет о сравнении двух монстров- танков Т-34 и ИС. Как вы думаете ,кто из них мощнее? Ответ пришлите в комментариях))).
Всем удачи!!!