Как-то пришла мысль в одном из подкастов, и я решил написать заметку, чтобы не забыть.
В последних своих заметках, касающихся музыкального продакшена, я всегда старался разделить этапы продюсирование (создание трека) и постобработки (сведение, мастеринг). Так как в свое время я скидывал данные этапы в один котел, и смотря обучающие видео не понимал, почему например кто-то говорит, что нужно компрессировать бочку таким образом, а кто-то таким…
И теперь понимаю, что компрессором можно сильно скомпрессировать бочку, изменив характер звучания - [стадия продюсирование], а можно лишь подчеркнуть (сделать лучше) уже имеющийся характер бочки - [стадия постобработки]
В итоге, неправильное структурирование знаний даёт о себе знать в настоящем. Так как привыкнув к этому, я не могу делать правильные выводы при решении какой-либо звукорежиссерской проблемы.
И самое интересное, что больший урон при таком непонимании понесла именно постобработка (скорей всего, так выходит потому что звукорежиссёрские цели более точны, чем продюсерские)
И решение, которое мне помогает переосознать работу на этапах продюсирования и постобработки — это разделение данных этапов на практике. Делаю я это посредством перевода созданного трека в ¹track out.
Теперь давайте перейдем к преимуществам такого подхода, помимо наглядного разделения этапов:
- Стараюсь за определенное время заканчивать этап продюсирования, тем самым привыкаю завершать проекты, получая психологическое удовлетворение от этого;
- Получая проект, в формате трек аута (где я не имею возможности сильно влиять на идею), прокачиваю скилл постобработки в "боевых условиях";
- Так же, такой подход позволит мне в будущем, при увеличении количества проектов, отдавать работу, касающуюся этапа постобработки другим людям, в виде track out'а. Тем самым освободится время для реализации новых музыкальных идей;
- Также отпадает надобность в одинаковости рабочих программ [²daw] при поиске специалиста-звукорежиссера (так как дорожки track out'а в wav формате, а этот формат откроет любая современная daw), что даёт больший выбор на рынке специалистов;
Но кто-то скажет (в частности я месячной давности):
- "А что делать с исчезнувшей гибкостью, которая имеется, когда ты работаешь в проекте (не track out), где каждый звук тебе подвластен?"
И я соглашусь с таким высказыванием, но лишь при двух условиях:
- Если ты профи, и знаешь как каждый звук себя поведет при обработке, и как это повлияет на другие звуки. Так как если ты начинающий, то только запутаешься и не закончишь проект (и то, даже если ты профи, не всегда уместно работать в одном большом проекте, нужно уметь выбирать более продуктивный подход).
- Если ты имеешь компьютер, который будет "тянуть" как продюсерские обработки, так и звукорежиссёрские. Лично у меня такого нет.
Итог
Для многих, понимание разности этапов и методика работы, о которых я написал выше, скорей всего, являются обыденностью, но для меня, в силу неопытности, это явилось откровением и невероятным пониманием, которое поставило меня на путь истинный…
P.S. Возможно я уже много раз поднимал данную мысль, но я считаю, что начинающему самоучке необходимо изначально понять, что использование одних и тех же плагинов очень разнятся на стадии продюсирования и постобработки. Я этого, к сожалению, не понимал...
P.S.S. Но я могу ошибаться, поэтому доверяйте, но проверяйте, пожалуйста.
¹Трэк аут (TrackOut) - музыкальная композиция выведенная по дорожкам, т.е. каждый инструмент сохраняется (рендерится) в одтельные звуковые дорожки.
²DAW (рус. цифровая звуковая рабочая станция; англ. digital audio workstation) — электронная или компьютерная система, предназначенная для записи, хранения, редактирования и воспроизведения цифрового звука (напр. Cubase, Logic и т.д.).