Ни у одной истории нет конца. Ни у одной картины нет границ. Но свой взгляд на неё приходится ограничивать рамкой, поскольку ничто не увидишь ясно, пока на нём не сосредоточишься. Я не стану писать продолжение к «Властелину колец», потому что, как весьма чётко заявлено в самой истории, речь там идёт о конце того мира, который я описываю; тех сумерек, в которых история и мифология смешивались воедино. Дальше уже останется только история. Впрочем, я работаю над продолжением (в том смысле, что оно будет опубликовано после «Властелина колец»), но в нём речь пойдёт о прежних временах — о Первой и Второй эпохе.
Письмо Дж.Р.Р. Толкиена одному из своих поклонников, 3 июля 1961 г.
После завершения «Властелина Колец», автор и в самом деле полностью переключился на историю мира Арды, создав эпос, который был опубликован уже после его смерти. Сын Джона Толкиена Кристофер издал «Сильмариллион» в 1977, а первый русский перевод этой книги вышел в печать лишь в 1991 году. Полный текст «Властелина Колец» был издан на русском языке тогда же, хотя желающие могли прочитать книги Толкиена на английском языке уже в 1980-х.
Некоторые из этих энтузиастов, прочитавших все доступные на тот момент тексты Толкиена в 80-е (значительное количество ранних рукописей вышли в печать под редакцией Кристофера Толкиена лишь в 1990-2000-х), загорелись идеей написать своё продолжение истории мира Средиземья и живущих в нём народов. В зарождающемся русском толкинистском фэндоме ходило немало подобных рукописей, которые сейчас назвали бы фанфиками. Но один текст практически сразу же был издан и получил немалую известность.
Речь идёт о книге Ника Перумова «Кольцо Тьмы», первое издание которого имело подзаголовок «Средиземье триста лет спустя». Первая книга из будущей трилогии, «Эльфийский клинок», появилась в продаже уже в 1993 году, вскоре была издана вторая часть, «Чёрное копье». Завершающий трилогию роман «Адамант Хенны» вышел в печать в 1995 году. Тогда же была издана и одна из самых известных и вместе с тем спорных книг по миру Толкиена: «Чёрная книга Арды», авторства Н. Некрасовой и Н. Васильевой. Это было уже не просто продолжение, а качественно иная трактовка всех событий истории Арды, показанных у Толкиена.
Впоследствии выходили новые редакции «Чёрной книги», а также её продолжения: Н. Некрасова уже в одиночку написала роман «Великая игра», посвящённый истории одного из назгулов, в печати эта книга появилась в 2005 году. Смелый творческий эксперимент, которым, безусловно, стала «Чёрная книга», в свою очередь породил своих продолжателей, но также вызвал и реакцию отторжения у особо ортодоксальных толкинистов. В частности, в ещё одной книге по миру Толкиена, романе «По ту сторону рассвета» авторства Ольги Чигиринской, «Чёрная книга» фигурирует в качестве «мелькоровой пропаганды», запущенной Чёрным Властелином с целью смущать умы честных «рыцарей света».
Ещё одна неортодоксальная трактовка мира Арды показана в книге Кирилла Еськова «Последний кольценосец», вышедшей в 1999 году. Как и в «Чёрной книге», декларированная Толкиеном картина добрых и злых сил у Еськова перевёрнута. Причиной тому на этот раз явилось противостояние прогрессивного Мордора и консервативных эльфов (а также людских королевств, попавших под их идейное влияние).
Невозможно не вспомнить и пародию на мифоцикл Толкиена, в виде юмористического изложения событий «Сильмариллиона». Свой «Звирьмариллион» Алексей Свиридов написал ещё в 1993 году, и его книга сразу же обрела популярность в толкинистской среде. С тех пор появилось немало разных пародий и просто забавных историй с участием персонажей Толкиена (например, «Дневник одного орка» Фарита Ахмеджанова), но «Звирь», как часто сокращают название книги Свиридова, остаётся непревзойдённым в своём жанре.
Чтобы у читателя не создалось впечатления, что русские авторы либо вышучивают, либо переиначивают реалии мира Арды, надо сказать, что время от времени появляются и тексты, бережно относящиеся к творческому наследию Толкиена. Например, в 2016 году вышла книга Вадима Барановского «Край без короля». События в ней разворачиваются за 56 лет до путешествия Бильбо к Одинокой горе, переплетаясь при этом с историей Ангмарских войн, которые происходили на 900 лет раньше. Очарование Арды по сию пору толкает авторов на написание новых текстов, посвящённых открытому Толкиеном огромному миру.